стихи полюбились многим. А вот появились и романсы на его стихи»1.

Вокальные циклы Ю. Мейтуса Б. Ярустовский образно назвал «предпольем» к операм2. Эта точка зрения справедлива в отношении многих циклов композитора. Но, естественно, не всех. Некоторые имеют лишь косвенное отношение к его оперным замыслам, они отличаются самостоятельной концепцией, оригинальной драматургией, особой психологической окраской.

В творчестве Ю. Мейтуса в последнее 20-летие все отчетливее проступают черты самоуглубленности и интеллектуализма. Композитор, словно охватив огромный пласт мыслей, идей, тем, образов, почувствовал острую необходимость понять внутренние посылки, движущие человеком.

Уже в лаконичной музыкальной эпитафии «Когда ты пал на поле боя» на стихи П. Воронько (1955) внешнее драматическое переживание подвергается пристальному анализу. Это образец выразительного монолога, в котором композитор все теснее отождествляет себя с героем, все глубже стремится постичь внутреннюю сущность образа.

В цикле романсов на стихи Мустая Карима (1973) эта тенденция получает еще более широкое воплощение. Здесь усиливается функция инструментального сопровождения и комментирующая авторская мысль выступает в нерасчленимом единстве с. высказываниями героя, проникнутого желанием все постичь, понять, подняться к вершинам гор, воплотить свои мечты («Я подымался на вершины гор»).

С еще большей убедительностью черты монодрамы проявляются в романсе «Луна» из того же цикла, возвращающем нас к тяжелым военным испытаниям. В нем несколько эпизодов: повествовательный эпизод Росо meno mosso – картина поля битвы, на которое опустилась тишина. Над мертвым телом комиссара склонился бесстрастный лик луны (Lugubre). Автор с горечью рассказывает о молодости и любви погибшего комиссара; возникают образы весеннего цветущего сада и невесты в белом платье (Tempo di valse). И снова тусклый, мертвый взгляд луны, которая и на любовь, и на смерть взирает с одинаковым равнодушием.

Острое чувство сопереживания композитора трагическим событиям выражено в кратких, но чрезвычайно выразительных инструментальных интерлюдиях. Именно в партии фортепиано проводится линия драматического развития:

___________________

  1. Из письма Л.И. Кедриной от 28 апр. 1972 г. (личный архив композитора).
  2. См.: Ярустовский Б, Энтузиаст современной темы. – Сов. музыка, 1974, №1, с. 8.

115

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz» Белый каталог сайтов каталог сайтов ukraina.net.ua - каталог сайтов Украины Каталог сайтів України Безкоштовний каталог сайтів український каталог