авторов, не вступали в противоречие с законами оперного жанра и сценической драматургии. По сути, они написали самостоятельный вариант романа, обобщили происходящие в нем события, укрупнили характеристики действующих лиц, сохранив динамику сюжета и трагический накал финала.

На протяжении всей оперы последовательно утверждается идея сопротивления фашизму. Либретто построено так, что каждое действие представляет собой новый этап в раскрытии этой идеи: первое действие – мирный пейзаж маленького донбасского городка, тревожная атмосфера ожидания нашествия, оккупация Краснодона; второе – создание подпольной организации; третье – активная деятельность комсомольцев, укрепление их стойкости и бесстрашия; четвертое – высшее проявление патриотизма советской молодежи. Столкновение враждующих сил осуществляется продуманно и экономно: в первом акте отсутствует сценическое изображение врагов, во втором – оно принимает форму психологического поединка Любы и немецкого офицера, в третьем – молодогвардейцы вершат справедливый суд над полицаем Фоминым. В финале происходит непосредственное и наиболее острое столкновение антагонистических сил. Так авторы, отсекая все второстепенное с точки зрения оперной драматургии, подчиняют прозу романа А. Фадеева логике музыкально-сценического развития.

Один из недостатков либретто (как справедливо отмечали критики) – фрагментарность первого акта. В калейдоскопе лиц и сцен (возвращающиеся с прогулки девушки, эвакуация населения Краснодона, встреча Ули и Любы, прощание Клавы с Ваней, проводы Олега, солдатский привал и т. п.) подчас теряются узловые моменты сюжета, связанные с организацией подполья. Изобилие кратких эпизодов в экспозиции привело к фрагментарности изложения тематического материала и частой смене тональностей на сравнительно коротком отрезке времени. Впрочем, следует оговориться.

Перед авторами стояла необычная задача: для того чтобы сделать понятным весь дальнейший ход событий, воссоздать многоплановую панораму жизни Краснодона, они должны были не только показать зрителю общую обстановку (дать характеристику места и времени действия), но и наметить образы основных героев. В противном случае невозможно было бы в дальнейшем создать коллективный портрет молодогвардейцев, а ведь именно к этому стремились Ю. Мейтус и А. Малышко.

37

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz» Белый каталог сайтов каталог сайтов ukraina.net.ua - каталог сайтов Украины Каталог сайтів України Безкоштовний каталог сайтів український каталог