«Золотой петушок». Так начался блестящий путь Ивана Семеновича Козловского в искусстве.

В 1926 году из Киева в Харьков переехал театр «Березиль», которым руководил украинский режиссер Лесь (Александр Степанович) Курбас. Это событие имело немалое значение и для культурной жизни города, и для творческой судьбы Ю. Мейтуса.

С Лесем Курбасом композитор впервые встретился в общежитии театра «Березиль» на Жаткинском проезде в Харькове. Встреча эта запомнилась Ю. Мейтусу на всю жизнь. «Несмело постучал я в двери, из-за которых доносились звуки музыки, — рассказывает композитор. – Войдя, остановился. Яркое освещение. Большая комната, заставленная книгами; на столе, в беспорядке, репродукции картин Пикассо, Моне, Гогена, Вангога, которые, очевидно, только что рассматривались, и сбоку – патефон с пластинками. А по комнате ходил, подпевая необычной мелодии негритянского джаза, высокий человек в халате, с шапкой седых волос, серовато-зелеными глазами и особенной, по-детски смущенной улыбкой. Это был Лесь Курбас. Он приветливо встретил меня, сказал несколько слов. И как-то незаметно исчезло у меня чувство неловкости; без официальных слов, просто и непосредственно потекла беседа»1.

В ближайшие шесть лет творчество Ю. Мейтуса тесно связано с работами выдающегося режиссера и его учеников. Вначале возник замысел спектакля «Пролог» на тексты С. Бондарчука и Л. Курбаса, посвященного революции 1905 года. Позднее – музыка к спектаклям-ревю «Октябрьское обозрение» (1927), «Алло, на волне 477!» (1929), к пьесам М. Кулиша «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло» (1929), «97» (1930), к пьесам «Завещание пана Ралки» В. Цимбала и «Диктатура» И. Микитенко (1930), «Четыре Чемберлена» с текстом березильцев (1931), «Тетнулд» Ш. Дадиани, «Хозяин» И. Карпенко-Карого (1932).

Спектакли Леся Курбаса были отмечены поиском новых средств сценической выразительности. Подчиняя все компоненты театрального представления своему режиссерскому видению, он стремился к образно-метафорическому прочтению исходного драматургического материала. Композитор и режиссер работали в тесном творческом содружестве. Они вместе определяли характер тем и методы их

___________________

  1. Мейтус Ю. Спогади про Леся Курбаса. – Музика, 1972, № 2, с. 14.

10

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»