где его привлекают образы героические, конфликтные, а драматическое содержание стихов позволяет использовать весь накопленный арсенал технических приемов и средств музыкальной драматургии. Не случайно поэтому в творчестве композитора исключительно важное место занимают жанры баллады и вокального монолога.

Баллада как жанр, и балладность как форма высказывания значительных гражданских идей часто встречаются у Ю. Мейтуса. Наиболее характерны в данном отношении «Баллада про матроса», «Баллада о коммунисте», «Ксеня», «Сердце», в основу которых положены стихи Л. Забашты,

В. Андреева (в переводе М. Зенкевича), А. Малышко, Д. Кедрина. Несколько особняком стоят три маленькие баллады на тексты Р. Бернса («Маленькая баллада», «Любовь», «Макферсон перед казнью»), привлекающие филигранной отделкой гармонических деталей. Пользуется популярностью «Красная ромашка» на стихи М. Джалиля из «Моабитской тетради». Перечень произведений такого рода можно легко продолжить. Следует при этом отметить немаловажную черту: многие из них, как справедливо подметила украинский музыковед К. Майбурова, представляют собой как бы наброски оперных сцен. «В них рельефно оттенены характеры, четко выявлены в музыке драматургические узлы, ясно ощущается сцёничность в музыкальной структуре и в динамике музыкально-смыслового развития»1.

Черты вокального монолога более всего присущи романсам, вошедшим в вокальные циклы композитора, скрепленным единым замыслом, общими принципами драматургии и целостной художественной концепцией. В них, на наш взгляд, с наибольшей полнотой и убедительностью сформулирована художественная позиция Ю. Мейтуса, понимание им задач вокальной музыки.

Шевченковская тема нашла своеобразное воплощение в вокальном цикле Ю. Мейтуса на слова А. Малышко «Кобзарю» с посвящением: «Вечно живому Тарасу Шевченко».

Этот вокальный цикл из восьми романсов привлек внимание исполнителей и слушателей талантливой передачей обобщенных образов поэта, родины, искусства, глубоким переосмыслением народнопесенных источников. Так, в одной из рецензий музыковед Ин. Попов отмечал драматический размах романсов, строгость и благородство эмоциональной палитры, точное знание композитором выразительных

___________________

  1. Майбурова К. Романеи Ю. Мейтуса. – Культура і життя, 1974, 10 марта.

106

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»