Примерно тот же принцип композитор кладёт в основу архитектоники целой картины, а именно – третьей картины третьего действия, где разворачиваются параллельно две сюжетные линии. Одна – жанровая (свадьба Любы с Микешиным), другая – драматическая (распутывается сложный клубок личных взаимоотношений). Первая линия представлена хоровыми эпизодами; вторая – сольными и ансамблевыми, складывающимися в различные по эмоциональному наполнению кульминационные зоны. Проследим как это происходит.

Свадебный девичий хор «Свечки-шанталочки притаивают...», которым открывается картина, эмоционально подготовляет моносцену Любы и ее разговор с отцом; девушка в отчаянии от того, что вынуждена связать свою судьбу с тем, кого не любит (зона драматической кульминации). Последующий величальный хор «Здравствуй, хозяюшка...» отходит на задний план с появлением комиссара революционного отряда Фролова. Радостное сообщение о том, что партизанам будет оказана помощь, порождает хор-гимн «Уж как в небе, небе ясном...» (зона эпико-героической кульминации). После краткого диалога Фролова и Тихона о задачах партизан снова звучит свадебная хороводная песня «У Гурьевых ворот». Веселье ширится, и тогда внезапно появляется матрос Жемчужный. Неожиданно для всех он разоблачает предателя Микешина и тот поспешно скрывается (зона главной кульминации картины).

В образе Фролова композитор стремился воссоздать обобщенный образ коммуниста. В целом это ему удалось. В основе вокальной партии комиссара лежит разработка ритмоинтонационных элементов походных солдатских и революционных песен, которые создают необходимую атмосферу. Кроме того, Фролов показан как очень сердечный, гуманный человек, глубоко чувствующий, остро реагирующий на происходящие события. Отдавая предпочтение лирико-психологической стороне романа Н. Никитина, Ю. Мейтус логично насыщает партию Фролова ариозными мелодиями. Такова экспозиция образа, включающая декламационно-мелодический речитатив («Бой отгремел. И враг отбит») и ариозо («Все для тебя, о Родина моя»).

Индивидуальные типы-образы создаются композитором путем особого подбора лейтинтонационных комплексов. Так, в музыкальной характеристике старого северянина Тихона Нестерова преобладают широкие интонации северорусских напевов с их неторопливым разворотом мелодики, со спокойной, ладово-устойчивой структурой. Эпическая кантилена сочетается с интонациями бытовой речи, и такой

48

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»