|
|
|
|
Благодаря элементам диатоники, былинным оборотам мелодики, размеренно плавной ритмике, свойственной знаменному распеву, в опере главенствует общеславянский колорит музыки. Вместе с тем ощущается рука современного музыканта, владеющего всем арсеналом средств оперной драматургии, гармонии и оркестровки, многоплановостью действия.
Эта многоплановость, в частности, легко прослеживается в пятой картине второго действия: девичьи свадебные хороводы образуют жанрово-бытовой пласт, на фоне которого развивается линия любовных отношений Милуши и Журейко и замышляется заговор Ингигерды и Ульфа против Ярослава. Славянской сфере интонаций, связанной с большинством положительных героев, противостоят резкие, остро акцентированные аккордовые последовательности, характеризующие печенегов, и воинственно фанфарные звучания, присущие Ингигерде и варягам.
Один из наиболее привлекательных образов оперы – княжна Елизавета, олицетворение «молодого славянства, жадно стремящегося к новой, просвещенной жизни» (И. Кочерга). В партии, написанной для лирико-колоратурного сопрано, певице представляется возможность показать широкий диапазон чувств и переживаний – от девичьей, наивной непосредственности до трагедии разлуки с любимым отцом и родным краем.
В «Ярославе Мудром», быть может более, чем в других своих операх, композитор отдает предпочтение широкораспевным, мелодическим построениям. Эпическую неторопливость действия динамизируют многоплановые сцены драматического содержания с пружинистым темпоритмом,