с резкими контрастами сменяющихся эпизодов и взрывчатыми кульминациями. В результате складируется тот тип эпико-исторической оперы, в котором важное место занимают элементы драматические и психологические.

Ю. Мейтус большое значение придает драматургии лейтмотивов. В «Ярославе Мудром» действуем два интонационно-тематических комплекса, один из которых соответствует образам Ярослава и Киевской Руси. В его сферу попадают темы величания, природы, красоты искусства, любви. Особую роль играют фанфары, то славящие князя, то напоминающие о вражеском нашествии, то воспроизводящие звуки охоты. Мелодиям этого типа свойственны диатоничность, структурная устойчивость, вокальная распевность. В отличие от них лейтмотивы, составляющие второй комплекс и включающие тему Новгорода, а также образные характеристики Никиты, Ульфа, Ингигерды, используют элементы хроматики; они характеризуются некоторой зыбкостью структуры, краткостью мелодического дыхания и инстру- ментальностью. Большим достижением композитора является то, что оба интонационных пласта совмещаются на уровне внутреннего, психологического действия (монологи Ярослава и Никиты).

Этот принцип построения всей образной системы проведен в опере последовательно и убедительно. Уже в первой картине монолог Ярослава словно вмонтирован в многоплановую панораму битвы, насыщенную острыми интонационными попевками темы злодейства, мощными динамическими нагнетаниями, частыми сменами темпоритма. Здесь спаяны два плана сценического действия: общий отдаленный гул битвы и горестные раздумья князя о судьбах Киевской Руси. Сюда же входят и краткие лирические отступления, и оркестровые интерлюдии.

И далее композитор все основные сцены строит как столкновение мотива злодейства с темой Ярослава. Но вот музыка вступает в новую стадию конфликтных соотношений, и на словах Никиты «В моей душе одно страданье» возникает его лейтмотив, в котором сосредоточена широкая гамма чувств: обеспокоенность и неудовлетворенность, симпатия к Ярославу и страстная жажда мести. Все эти темы подвергаются постоянному преобразованию, подчиняются динамическому развертыванию сюжета. Их противоборство с темой князя достигает высшей точки в финальном диалоге Ярослава и Никиты и завершается хором «С тобою, княже, русская земля!»

В вокальных партиях ведущих персонажей оперы композитор строго учитывает индивидуальные особенности их

88

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»