характеров, лексические свойства речи, эмоциональную настроенность. Ему важно выявить экспрессию стихотворной фразы. Вместе с тем нельзя не заметить, что на вокальную мелодику оперы существенное воздействие оказала театральная декламация, что проявляется в эпической размеренности высказываний Ярослава (уверенность и горделивость), в декламационном распеве хоровых мелодий. Последние в опере намеренно лишены каких бы то ни было украшений.

Композитор сочиняет мелодии строгие, сдержанные, подчас сурово-аскетичные. Ощутимые отголоски древнеславянских напевов слышны в мелодике свадебной песни «Ой, ладо», в лапидарных репликах хора «Будем биться», «Встает полков железная стена», «С тобою, княже, русская земля!».

В подходе Ю. Мейтуса к литературным источникам, трактующим тему исторического прошлого, наглядно проявилась позиция его как художника современного: ведь именно за последние десятилетия в советском музыкальнотеатральном искусстве необычайно усилилась тенденция нового осмысления давно минувших эпох. Вспомним в этой связи хотя бы оперные фрески. «Петр I» А. Петрова, балет «Ярославна» Б. Тищенко, балет на музыку С. Прокофьева «Иван Грозный». Всем им присуща свежая концепция, активно разрабатывающая идейно-этические мотивы, актуальные в наши дни.

К данному направлению тяготеет и Юлий Мейтус; оно близко его творческой индивидуальности. «Ярослав Мудрый» – своеобразный жанровый тип историко-эпической оперы, в которой принципиальное значение приобретают элементы драматические и психологические. Плодотворно развивая традиции отечественной историко-эпической оперы, автор с успехом использует свой богатый драматургический опыт. Мастерство композитора сказывается в подчинении всего многопланового действия сквозному развитию ведущих музыкальных тем, в достижении органичного сплава выразительного вокального и оркестрового звучания.

Именно с таких позиций подошли к сценическому воплощению «Ярослава Мудрого» артисты Донецкого театра оперы и балета.

Художник Б. Купенко оформил оперную сцену в духе мозаик и фресок Софийского собора. Все выписано крупным штрихом, без излишней детализации. Режиссер Е. Кушаков выстроил динамичное действие, подчинившее себе все второстепенные линии сюжета, не связанные со сквозной идеей.

89

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»