такой типичный для туркменской музыки прием, как продолжительная остановка на одном звуке, с которого начинается своеобразный разворот мелодии.

В хоровой фактуре композитор, пользуясь особенностями туркменского национального исполнительства, сопоставляет звучание двух различных по своей мелодической основе партий, из которых одна более подвижна и обладает четко выраженным рисунком, а другая служит как бы гармоническим фоном (репетиции одного звука, органный пункт кварты или квинты). Через несколько тактов эти партии меняются «ролями». В оркестровке же оперы удачно воссоздано звучание туркменских национальных инструментов. Так, в мужском танце в сцене праздника (первое действие) передается манера игры на двухструнном инструменте дутаре, а в сцене, где Абадан читает письмо от Батыра (второе действие), имитируется звучание духового инструмента тюйдюк и т. п.

Национальная основа явственно ощутима и в тех самостоятельных симфонических эпизодах, в которых композитор идет по пути обобщения образов и эмоций средствами оркестра. Примерами могут служить краткое вступление, построенное на жизнеутверждающей теме любви Абадан и Батыра, и развитый симфонический эпизод боя.

Характеристики персонажей созданы на основе комплекса выразительных средств, передающих эмоциональное состояние героев в каждый данный момент и имеющих ярко выраженный национальный характер. Там, где этого требует ситуация, композитор подключает музыкальный фольклор иных народностей: например, хор бойцов-украинцев он пишет на основе украинской народной мелодики, и она, так же, как и написанная в сфере русских интонаций партия одного из персонажей, Некрасова, не выглядит ни чужеродным элементом, ни вставным дивертисментом, а органично вливается в общий поток музыки.

В процессе подготовки спектакля «Абадан», премьера которого состоялась 25 октября 1943 года, композитор близко познакомился с музыкальным руководителем и главным дирижером туркменского театра С. Орланским, главным режиссером А. Карлиевым, художником А. Лушиным, ставившими оперы К. Корчмарева, А, Шапошникова, В. Мухатова (а позднее – «Лейли и Меджнун» Ю. Мейтуса и Д. Овезова), с замечательными артистами А. Аннакулиевой, Е. Хуммаевым, М. Кулиевой, с талантливым дирижером X. Аллануровым. И даже тогда, когда в 1944 году Ю. Мейтус и А. Васильева возвратились на Украину, в Киев, связи с туркменской культурой, зародившиеся в суровые

26

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»