малопригодными для оперной драматургии. Но, внимательно вслушиваясь в народные напевы, Мейтус осознал огромные возможности, скрытые в туркменской народной музыке, и горячо полюбил местный фольклор. Свидетельство тому – ряд произведений, созданных им по мотивам туркменской литературы и поэзии.

В опере «Абадан» рассказывается о том, как война, неожиданно и грозно ворвавшись в мирную жизнь советских людей, разрушила счастье туркменской девушки Абадан и ее жениха Батыра.

Работая во фронтовом госпитале, Абадан по заданию командования пробирается в тыл к фашистам, чтобы передать важные сведения командиру части, находящейся в окружении. Девушка попадает в руки гитлеровцев и подвергается мучительным пыткам. Однако ей удается вырваться из фашистского плена. Смертельно раненная, она добирается до расположения части, в которой сражается Батыр. Абадан погибает, но ее смерть воодушевляет бойцов. Мстя врагам, они идут в наступление и одерживают победу. История подвига Абадан – обобщенная, история множества известных и безымянных героев Великой Отечественной войны, чьи подвиги сегодня, может быть, и кажутся неимоверными по своей храбрости, но в те годы были естественным и глубоко обусловленным проявлением патриотических чувств всего народа.

Героико-патриотическая идея оперы раскрывается не столько в батальных эпизодах, сколько в плане психологического анализа поступков персонажей. Острые сюжетные ситуации, совмещение двух взаимодействующих драматургических пластов (народного и личного), столкновение антагонистических сил (сцены на фронте) – все это дало возможность композитору широко показать человека в обстановке предельного напряжения душевных сил. Сценические биографии героев оперы последовательны, развиваются естественно и логично.

Истоки музыкальной речи оперы – в туркменском национальном фольклоре. Мейтус творчески переосмысливает особенности народной вокальной и инструментальной музыки, обогащает их приемами современного профессионального искусства. Он проявляет тонкое художественное чутье и такт; нигде не злоупотребляя локальными красками, он на протяжении всего произведения сохраняет свежий и самобытный национальный характер.

В вокальной, мелодике, например, колоритно звучат повышения или понижения одной и той же ступени звукоряда на протяжении небольшого отрезка мелодии. Часто используется

25

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»