развития; намечали эпизоды, в которых музыка должна была играть особенно важную роль и нередко становилась выразителем основной идеи, создавая обобщенный образ всей сцены или отдельного персонажа. При этом композитор и режиссер стремились найти необычное музыкально-драматургическое решение. Так возникли музыка, воплотившая великую трагедию 9 января в спектакле «Пролог», импрессионистско-изысканный «Сон Малахия» для двух роялей в пьесе «Народный Малахий», мазурка для скрипки, виолончели и фортепиано в спектакле «Завещание пана Ралки», приобретающая гротескно условное значение.

Постановка «Диктатуры» решалась в музыкальном ключе, и ее партитура содержала четыреста страниц. Эту пьесу Лесь Курбас трактовал как «драматическое зрелище, в котором драматическая речь интонируется таким образом, что иногда она может переходить буквально в музыкальные интервалы...» 1 . По ходу действия композитор создавал речитативы и развернутые музыкальные номера – арии, монологи. Состав оркестра был увеличен, на сцене и за кулисами звучали баян, гитара, исполнялись различные жанрово-бытовые песни. Музыка ряда сцен строилась по законам развернутых музыкальных форм: сонатного аллегро (первая картина), рондо (сцена свадьбы), темы с двенадцатью вариациями (сцена из четвертого акта).

«Диктатура» — откровенно полемический спектакль, не во всем достигший поставленной цели. Думается, однако, что сама идея создания синтетического театрального представления, насыщенного разительными сценическими метафорами, убедительными социальными обобщениями персонажей, была во многом плодотворной. С известными оговорками можно провести аналогии между этим спектаклем.и работой Б. Брехта по использованию системы зонгов, с первыми мюзиклами зарубежных композиторов. По свидетельству бывшего актера театра «Березиль» Р. Черкащина, Лесь Курбас в беседах подчеркивал, что прием вокализации, найденный в «Диктатуре», может быть использован в области создания советской оперы 2 .

Трудно переоценить значение театра Леся Курбаса для молодого композитора. Именно здесь наметились некоторые стилевые и музыкально-драматургические принципы его творчества. И тогда же Юлий Мейтус серьезно задумался о создании оперы.

__________________

  1. Василько В. Народний артист УРСР О.С. Курбас. – В кн.: Лесь Курбас. Спогади сучасників. Киев, 1969, с. 35.
  2. Черкашин Р. У вирі творчих шукань. Цит. изд., с. 280.

11

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»