|
|
|
|
большого драматизма в передаче текста Андрей Малышко.
Все в цикле подчинено раскрытию образа поэта, его трагической судьбы. Так, в третьем романсе – «Встреча с Яриной» – рассказывается о пути поэта к родному дому. В нем Ю. Мейтус, по тонкому замечанию Ин. Попова, «прекрасно чувствует выразительную силу тональной окрашенности музыкальной ткани. Столь ярко трагедийный ми-бемоль минор заставляет вспомнить аналогичные страницы партитур «Хованщины» и «Катерины Измайловой»1.
Дальнейшее многоплановое развитие тема родины получает в уже упоминавшейся балладе «Про Перебендю», лирической зарисовке «Солнце стелит пурпурные пасики», а также в элегии «Мечтою в небе голубом» (№ 7) и афористичном романсе «Есть слово, будто мед» (№ 8), пронизанном глубокой этической идеей:
Есть слово, будто мед, как хмель, как первый снег,
А есть слова, что жгут, ломают скал граниты,
Из пламени и слез слова те болью слиты,
Не сотканы, о нет! — а спаяны навек.2
Цикл романсов «Кобзарю» привлекает единством музыкальной речи; в основе его мелодическая декламация, переходящая в завершенные вокально-песенные и ариозные эпизоды. Композитор избегает стилизации народной музыки. Интонационные и ритмические элементы украинской песни он подвергает музыкально-смысловому обобщению.
Своеобразным итогом продолжительной работы Ю. Мейтуса над интерпретацией стихов Андрея Малышко явился цикл «Мать», посвященный Д. Шостаковичу.
Сильное впечатление производит острый драматизм, метафоричность образного строя, совершенство музыкально-поэтической формы этих романсов. Композитор типизирует народнопесенные интонации, которые передают напевный лиризм и проникновенность поэзии А. Малышко. Ясность и четкость музыкальных мыслей, психологическая углубленность – вот сильнейшие стороны цикла.
В ключевом романсе («Мать») повествуется о трагедии женщины, потерявшей на войне сына.
Вставала мать в рассветный час,
Брела полями мглистыми.
___________________