определить словами «гений» и «злодейство», «искусство» и «ремеслу», «свет» и «тьма». Первый из них (Leggiero molto), являясь стилизацией моцартовской музыки, представлен светлой мелодией, полной изящества. Второй олицетворяет мглистую полночь, крадущегося Сальери, убийство.

Основывая музыкальное развитие на противопоставлении этих контрастных образных начал, Мейтус поляризует интонационно-тематические сферы, прибегая к мелодичности, моторности ритмики в теме моцартовского склада, построенной по схеме:

Моцарт и Сальери

и диссонантности, остинатности (повторение звука ми контроктавы) в теме Сальери.

«Крестились готы» – емкий по смыслу музыкальный афоризм. В этом стихотворении Е. Винокурова исчезает безысходная грусть, присутствовавшая в первых трех. Легенда о готах, которые, погружаясь в водоем при крещении, держали меч над головой, чтобы хоть, кулак остался некрещеным, приводит поэта к мысли, что и у кротости должен быть предел:

И я кулак бы сохранить хотел.

Я буду добр. Но в нем пусть будет сила.

Завершающий романс основывается на том же интонационном материале, что и первый. Таким образом осуществляется тематическое и драматургическое единство вокального цикла.

Композитор постоянно находится в поиске новых тем, образов, настроений. Не успокаиваясь на достигнутом, он стремится осмыслить духовное содержание творчества поэтов-современников. В 60-70-е годы, кроме названных, появляются романсы и вокальные циклы на слова В. Сосюры, Д. Павлычко, В. Симоненко, В. Коротича, К. Кулиева.

В Шести стихотворениях Э. Межелайтиса (1964) ярко передана символика, обобщенность и метафоричность творчества литовского поэта. Образный, эмоциональный диапазон цикла очень широк и многогранен. Здесь обращение к родной земле и раздумья о судьбах мира («Земле», «Яблоко»), тонкая звукоизобразительная зарисовка и танцевальная жанрово-бытовая сценка («Нити», «Пляска»), горестные размышления об уходящей жизни («Волосы») и

119

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»