|
|
|
|
многих было неожиданным появление цикла, Посвященного завоеванию человеком космического пространства. В «Пяти звездных сонетах» на слова Л. Вышеславского он раздвигает рамки речитативно-декламационных средств выразительности и усиливает роль инструментального сопровождения.
Тема покорения космоса служит поводом для размышления о предназначении человека. Среди романсов цикла – и раздумье о быстротечности жизни («Кусты тенистые сирени»), и пейзажная зарисовка («Мокрый снег. Теплынь. Деревья в белом»), и гимн покорителям межзвездного пространства («Со стапелей, взнесенных к небу круто»). Суть же стихов Л. Вышеславского и романсов Ю. Мейтуса – в выявлении безмерной любви человека к своей планете, его неразрывного родства с землей. Когда космонавт возвращается из звездного путешествия, люди спрашивают у него: «Что хочется тебе сильней всего?»
– Хочу в днепровской увидать волне
Свет той звезды, где быть случилось мне,
И окуньков добыть на зорьке ранней...
Все, с чем встречается человек в космосе, заставляет его еще острее воспринимать заботы и боли Земли. Вспоминая о спутниках Марса – Фобосе и Деймосе, – герой восклицает:
Я смотрю в мерцающее небо.
Пусть они кружатся там, вдали,
Пусть они в мирах блуждают слепо,
Лишь бы Землю мы уберегли,
Лишь бы страх, а с ним и ужас не был
Вековечным спутником Земли.
Новизной отмечено обращение композитора к незатронутой в советской музыке поэзии Дмитрия Кедрина. Четыре романса на его стихи, так же как и поэма для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра «Дорош Молибога», значительно обогащают наши представления о творчестве этого замечательного советского поэта. Вдова Д. Кедрина, Л. Кедрина, услышав по радио романсы Ю. Мейтуса, писала композитору о том, что однажды Дмитрий Борисович занес в блокнот горькие слова: «Жизнь
сгорела напрасно. Я не вижу своего читателя. Не чувствую его. Вероятно, виной этому та профессия, которую я выбрал или которая выбрала меня: Поэзия». «Теперь бы, – пишет Л. Кедрина, – Дмитрий Борисович этого не сказал. Его