в стремительном ритме. Произведение отличается прекрасной хоровой инструментовкой. Музыка «Зимнего вечера» очень образна, эмоциональна, ритмически изобретательна и полностью соответствует настроению текста. Хоровая фактура ее безупречна»1.

Таким образом, творческие симпатии композитора в послевоенные годы почти безраздельно принадлежат опере и камерно-вокальной музыке. Его симфонические сочинения, в частности поэма «Дорогами славы» (1945) и Увертюра, посвященная воссоединению Украины с Россией (1954), свидетельствуют о присущей ему потребности откликаться на знаменательные события в жизни страны.

Ю. Мейтус внес свою лепту и в музыку для драматического театра и кино. Хотя его работа здесь имела эпизодический характер, она, как и раньше, отличалась серьезностью, продуманностью концепции, тонким ощущением специфики жанра.

Продолжая активно сотрудничать с Харьковским театром имени Т.Г. Шевченко, Ю. Мейтус в 40-50-е годы пишет музыку к спектаклям, поставленным режиссерами О. Глаголиным («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), М. Крушельницким («Навеки вместе» Л. Дмитерко). В Киевском театре имени И. Франко он сотрудничает с режиссерами Г. Юрой, И. Бжесским, В. Василько и М. Крушельницким в работе над пьесами «В степях Украины» и «Приезжайте в Звонковое» А. Корнейчука, «Честь семьи» Г. Мухтарова, «Угрюм-река» В. Шишкова (инсценировка В. Василько), «Арсенал» В. Суходольского. Среди театральных сочинений композитора выделяется музыка к пьесе Л. Дмитерко «Навеки вместе» в Харьковском драматическом театре. Для этой постановки Ю. Мейтус написал тридцать оркестровых и вокально-хоровых номеров. Музыкальная драматургия строилась на выразительном сопоставлении, модификации и полифоническом взаимодействии старинной чумацкой песни «Ой, не знав козак» и русской протяжной песни «Что пониже-то города Саратова». Композитор убедительно использовал ритмоинтонационный строй украинских дум, стилизуя звучание бандуры. (Музыка к спектаклю легла в основу одноименной симфонической увертюры.)

В музыкальном оформлении ряда кинофильмов, осуществленных на Киевской студии имени А. Довженко, сценарный материал в общем не давал композитору оснований

___________________

  1. Коваль М. О хоровой культуре Украины. – Сов. музыка, 1951, № 9, с. 54.

31

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»