|
|
|
|
в консерваторий и оставшихся у меня на всю жизнь, я обязан, конечно, Семену Семеновичу»1.
Композитора увлекла волна широкого культурного строительства, развернувшегося в Харькове в конце 20-х годов. Разнообразные драматические постановки, поэтические диспуты, споры о развитии музыкального искусства, многочисленные концерты, нередко с участием таких мастеров, как А. Нежданова и Л. Собинов, выступления популярного в республике камерно-инструментального коллектива – квартета имени Вильома и т. д. – все вызывало интерес молодого музыканта.
Увлечение юноши оперной и вокальной музыкой еще более возросло во время его непродолжительной работы концертмейстером в Харьковском театре оперы и балета. В общении с крупными мастерами советского музыкального театра – дирижерами А. Лазовским, И. Палицыным, Л. Штейнбергом, режиссерами И. Лапицким, Н. Боголюбовым, хормейстером В. Штоком – молодой композитор постигает тайны вокального искусства, познает законы музыкально-сценической драматургии. Ему довелось стать свидетелем столь знаменательных в истории украинской оперной культуры событий, как постановка «Тараса Бульбы» Н. Лысенко на украинском языке в 1924 году, открытие Украинской государственной оперы 3 октября 1925 года, блестящее прочтение опер «Кармен», «Снегурочка», «Мейстерзингеры» режиссерами И. Лапицким, Н. Смоличем, С. Масловской.
Совмещая учебу и концертмейстерскую практику, Ю. Мейтус неустанно расширяет круг своих художественных интересов и, соответственно, творческих знакомств. К этому периоду относится и встреча с И. Козловским. Она произошла во время одной из многочисленных гастрольных поездок, когда дирекция поручила Ю. Мейтусу и балетмейстеру П. Иоркину прослушать никому тогда не известного певца Полтавского музыкально-драматического театра. Сев за рояль и сыграв вступление к арии Дубровского из одноименной оперы Э. Направника, он услышал красивый голос выразительного лирического тембра. Впечатление было необычайно ярким, и молодого певца тут же пригласили в Харьковский театр, где он вскоре дебютировал в партии Звездочета в опере Н. Римского-Корсакова
___________________