soprano и basso ostinato, и через изобретательную тематическую разработку. Отдельные элементы народнопесенной мелодики и ритмики приобретают важное образно-ассоциативное значение. Колоритная характеристика Аннички, например, основывается на оборотах лирической песни «Ой, там ворон на соснині», а диалектные фольклорные попевки (своеобразные присказки, припевки) пропитывают партию Мольфара и т. п. И если в «Украденном счастье» элементы народной песни подаются в остро драматизированном изложении, то в «Дочери Ветра» они окрашиваются фантастически-сказочными тонами, приобретая нередко символическое значение.

Оперы «Украденное счастье» и «Дочь Ветра» – отличные образцы творческого подхода композитора к народному творчеству и создания на его основе оригинальной драматической концепции.

Сценическая судьба этих опер не равноценна. «Дочь Ветра» увидела свет рампы только одного театра. В 1965 году в Одессе ее поставили режиссер Г. Дикий, дирижер Г. Проваторов и художник П. Злочевский. В спектакле выступили выпускники Одесской консерватории А. Джамогорцян (Дочь Ветра), В. Нещеретный (Илья), В. Олейникова (Анничка) и другие. «Украденному счастью» повезло больше. Премьера оперы, прошедшая во Львове 10 сентября 1960 года (режиссер С. Смиян, дирижер Я. Вощак, художник А. Сальман), вызвала восторженные отзывы. В многочисленных рецензиях на спектакль подчеркивалась высокая степень выразительности, верность духу франковской пьесы, реализм в воссоздании образов классика.

Основное, что определило успех постановки, – органичный сплав слова, музыки и сценического искусства. Артисты из Львова точно передавали слово, распетое в музыке Ю. Мейтуса, точно следовали логике драматического развития франковских образов. Вокальные данные В. Герасименко (Анна), В. Кобржицкого (Микола), П. Кармалюка (Михайло) прекрасно совпали с характерами главных персонажей, и это помогло раскрыть богатейшую народнопесенную стихию оперы, атмосферу народной поэзии, музыки и танца. В актерские работы естественно вошла широкая палитра эмоционально-психологических нюансов, взрывчатость страстей и глубокий драматизм, которые удалось передать композитору. Создавалось впечатление, что для львовских артистов не существовало трудностей.

Спектакль получил «высокий балл» во время гастролей Львовского театра в Москве в 1962 году. Музыковеды Г. Поляновский и Б. Ярустовский высказали немало похвал

71

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»