|
|
|
|
В мелодике оперы нашли выражение некоторые типичные для фольклора Туркмении черты: начало фразы с протяжного звука-восклицания («Ов!» или «Ай!»), из которого в дальнейшем прорастают вариантные побеги-интонации; пластичный, снабженный цветистой мелизматикой рисунок, способный передать тончайшие оттенки эмоций. Мелодии «Махтумкули» выразительны в передаче чувств положительных персонажей (самого поэта, его друга Човдура, Менгли и Азади1). Композитор снабжает их музыкальные характеристики плотной сеткой подголосков (в партиях гобоя, флейты, виолончели), которые не только колористически расцвечивают вокально-оркестровую ткань, но и служат средством драматизации. Особенно отчетливо это ощущается в выразительной оркестровой интерлюдии первой картины, построенной на разработке темы Махтумкули (авторская ремарка гласит: «Улица Хивы у медресе Ширгази. Видна дорога, уходящая вдаль. Махтумкули, глубоко взволнованный, стоит у стены медресе»). Автор концентрирует в оркестровом эпизоде переживания героя и проецирует свое отношение к завершившейся экспозиции драмы.
Обогащая туркменские фольклорные и профессиональные традиции опытом оперного драматурга, Ю. Мейтус выстраивает динамичные, сквозные сцены-диалоги, сцены- ансамбли. Так, во второй картине композитор создает групповой портрет приверженцев персидского хана, жадно меч
___________________