для плодотворной музыкальной интерпретации пьесы Франко. Не случайно в 20-х годах этот сюжет привлек внимание словацкого композитора В. Амброза, опера которого была поставлена в Брно (1925), но имела лишь кратковременный успех.

Либретто «Украденного счастья», созданное М. Рыльским, может служить образцом тактичного и вдумчивого отношения к литературно-драматическому первоисточнику. Внимание поэта было направлено прежде всего на акцентировку лирико-психологических мотивов пьесы. Стихотворные тексты, принадлежащие его перу, основываются на тексте пьесы и в то же время близки народнопесенным образцам по типичным приемам параллелизма, ритмики, метафоричности.

Рыльский в либретто бережно сохранил смысловую сторону, экспрессию драматических диалогов и углубленность монологов. Созданные им тексты ариозо, монолога, молитвы Анны, дуэтов Анны и Миколы, Анны и Михайлы обогащают эти образы новыми красками. Краткий эпизод прощания девушек и парней с Анной превращается в колоритную хоровую картину (исполненные грусти и предчувствия надвигающегося несчастья реплики Анны звучат на фоне затихающего вдали хора). В арии Михайлы Гурмана значительно усиливается мотив воспоминаний о минувших счастливых днях (своеобразная досценическая история драмы). Отсутствующая в пьесе молитва Анны, становится в опере выразительной моносценой героини и служит впечатляющим эмоциональным итогом первой картины, а болтовня кумушек-сплетниц приобретает значение символа мещанства, обывательщины, бездуховности. Сохранив логику течения событий, авторы оперы предложили их новую, современную трактовку. Более того, они всячески подчеркнули социально-обличительный характер пьесы, введя в финал знаменательный вопрос хора-народа: «Они не виновны... А чья же вина?».

«Что может быть соблазнительней для поэта, чем передать прозаический диалог стихами? – писал большой знаток творчества И. Франко профессор М. Рудницкий. – Однако М. Рыльский не хотел ослабить впечатление от сильных непосредственных слов диалога Франко. Поэтому к поэзии он обращался только тогда, когда сама музыка требовала поэтического слова. Драматический стержень пьесы не утратил ничего от конденсации; предельно четкие реплики, обогащенные музыкальными интонациями, звучат сильно. Экономно введенные хоры составляют естественное, органичное целое с драматическим действием. Мастер

56

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»