Первая картина: «Утро. Еще на остроконечных вершинах, в глубоких впадинах, в глухих уголках доживает последние дни пепельный снег, а на горах уже зеленеет свежая трава. Вдалеке синеют дремучие леса. Струится прозрачный ветерок. Над Верховиной задумалось весеннее небо...»

Вторая картина: «Пещера. Огромные камни, покрытые льдами, поблескивают диковинным светом. В горе черное, как дымоход, отверстие – выход из пещеры. Сбоку на куче камней – фантастический котел, под которым еле поблескивает огонь. На одной из стен, среди льдов, на клочке земли зеленеет деревцо, которое своими бледными побегами тянется вверх...»

Столь контрастные противопоставления либретто не могли не отразиться в музыке оперы. Создавая картинные зарисовки, автор использует сочные звукоизобразительные моменты: щебетанье птиц, голос кукушки, «серебряное пение воды» и т. п., а в гармонии – элементы политональности (эпизод Allegro scherzando в первой картине) и красочное сопоставление тональностей (особенно в финале: си-бемоль мажор, соль мажор, ре мажор, ми мажор, фа-диез мажор).

Говоря о новизне темы и образов сочинения, важна вместе с тем отметить его преемственность, продолжение и развитие тенденций, запечатленных в предшествующих работах автора. Именно эту преемственность имел в виду Мейтус, когда, характеризуя свои творческие устремления в новом произведении, писал: «Создавая музыку, я стремился, как и в предыдущих операх, к сквозному симфоническому развитию музыкальных образов. Это, разумеется,, вовсе не означает, что в партитуре не будут в той или иной мере обособлены арии, хоры, ансамбли. Напротив, будучи своеобразными «узлами» музыкальной драматургии, эти эпизоды должны вплетаться в симфоническое развитие,, обобщать отдельные его этапы. А как иначе избежать иллюстративности, пассивного следования за ситуациями либретто?! Поэтому для каждой картины я стараюсь найти такое решение, которое дает возможность сочетать приемы оперной драматургии со сквозным симфоническим развитием. И не упустить при этом из виду сценическое действие, логику развития характеров и ситуаций. Именно поэтому приходится особенно работать над тем, чтобы добиться действенности и динамичности речитативов»1.

___________________

  1. Мейтус Ю. Человек и природа. – Сов. музыка, 1964, № 3, с. 150.

66

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»