|
|
|
|
незамеченными. «В Киеве пьеса встречена хорошо, – писал в одном из писем И. Кочерга. – Все киевские композиторы просят ее для оперы, но я отказался»1.
Трудно сказать, почему драматург не согласился на сотрудничество с композиторами; как бы то ни было, но при его жизни попыток создания оперных сочинений по драме «Ярослав Мудрый» не было.
Работая над оперой, А. Васильева и Ю. Мейтус сохранили историческую достоверность событий, характеров, но значительно переработали первоисточник в соответствии с собственной концепцией, несколько иначе расставили смысловые акценты (внесли необходимые для оперного жанра сокращения текста и дописали две новые картины). Вместе с тем им удалось сохранить поэтическую атмосферу пьесы, пропитанную призывными сигналами воинственных фанфар, церковными звонами, плывущими в тишине летнего утра, удалось воссоздать пейзажи голубого Днепра, подернутого прозрачной дымкой, запечатлеть строгий, празднично нарядный образ Софии Киевской...
Одна из основных задач авторов оперы – воссоздание исторического образа киевского князя Ярослава, с именем которого связаны ярчайшие страницы Киевской Руси2. В сложном, противоречивом облике этого человека авторы акцентировали и непримиримость воина-патриота, безжалостно расправляющегося с врагами (варягами, печенегами, половцами, со строптивыми князьями, чьи распри подрывали целостность государства), и созидательную энергию градостроителя, книголюба.
Оперу открывает сцена битвы русских с печенегами. Здесь Ярослав показан воином, защитником славянских земель. В то же время в монологе из первого акта перед слушателями раскрывается сложный внутренний мир князя, его горестные раздумья о судьбах Руси. Острые диалоги Ярослава с Эймундом, Ингигердой, Мирославом, его ораторское
___________________