инструментальный облик воспроизводит соответствующие народные наигрыши с их характерными ладовыми красками.

Неоднозначный, противоречивый в драме И. Франко образ жандарма Михайлы Гурмана Ю. Мейтус еще более драматизировал. Пример такой драматизации – трагисатирические куплеты «Всем нам в жизни достается...», в которых виден человек, до конца осознавший безвыходность своего положения и находящийся в состоянии предельного отчаяния. Краткая фанфарная оркестровая тема характеризует лишь внешний облик Михайлы как представителя власти. Эту тему мы слышим, когда вийт (сельский староста) заставляет музыкантов угождать пану жандарму или когда доведенный до исступления Микола плюет на «мундир цісарський» и рвет обвинительный акт. В действительности же у Гурмана горячее, беззаветно любящее сердце и в музыке это проявляется в сценах объяснений с Анной.

Наиболее самобытна в опере вокальная партия Анны, где композитор явно выходит за жанровые рамки народнопесенного материала. Ариозной мелодике Анны свойственны мягкие интонации сексты, вокальный распев; в ней отчетливо ощутима преемственная связь с оперным творчеством Чайковского, и это позволяет говорить о некотором литературном характере речи героини, выделяющем ее из круга бытовых интонаций Миколы, Насти и других персонажей. Пластичные ариозные мелодии удачно передают мельчайшие движения прозаического и стихотворного текстов.

Основным композиционным компонентом оперы «Украденное счастье» служит сцена, позволяющая выявлять внутреннюю жизнь героев в движении и контрастном столкновении их чувств и переживаний. В соответствии с классическими традициями Ю. Мейтус трактует сцену как развитое музыкальное полотно, где органично взаимодействуют монологические построения и относительно завершенные арии, речитативы и ансамбли. Важное значение при этом приобретает метроритмическая организация структуры целого (разнообразные сбивки ритма, мощные динамические нагнетания и т. п.).

Здесь, естественно, следует сказать, что метроритм в опере «Украденное счастье» выполняет особенно важную функцию. Он передает сложную пульсацию психологического действия, а монологические построения, обобщающие ту или иную ситуацию, возникают часто как бы на гребне напряженных динамических волн.

61

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»