каждого из них недоставало необходимой глубины.

К лучшим страницам оперы можно отнести монолог деда Калинчука, арию Командарма и блестящую хоровую обработку Ю. Мейтусом украинской народной песни «Ой посіяв козак гречку», которая перешла с оперной сцены на концертную эстраду и долго сохранялась в репертуаре самодеятельных и профессиональных хоровых коллективов.

Говоря о драматургической роли песни, мы должны отметить как сильные стороны оперы (интонационная характерность, демократичность музыкальной речи), так и ее недостатки. Практика неоднократно подтверждала, что на основе только лишь куплетной или строфической песенной структуры в оперном жанре нельзя создать художественно полноценные образы, раскрыть напряжение драматического конфликта. И не случайно в совместном произведении Ю. Мейтуса, В. Рыбальченко и М. Тица песенные характеристики, убедительные в жанрово-бытовых эпизодах, оказываются недостаточными для создания драматических и психологических обобщений.

Кроме того, в музыке оперы проявилось различие творческих почерков трех авторов. Очевидно (об этом свидетельствует опыт), коллективная работа над монументальными произведениями, которые требуют внутреннего единства стиля и речи, редко оправдывает себя. Сочинения, созданные совместными усилиями нескольких авторов в 20-30-е годы (такие, как оратория «Путь Октября» А. Давиденко, В. Белого, Б. Шехтера, М. Коваля, З. Левиной и др., опера «1905 год» А. Давиденко и Б. Шехтера), сохраняют в настоящее время преимущественно исторический интерес.

Оценивая «Перекоп» с позиций сегодняшнего дня, не следует забывать, что в этой опере поднимались важные, новаторские для музыкального театра художественно-эстетические вопросы, связанные с задачей отображения революционной истории нашей страны. На протяжении 20-30-х годов происходил процесс формирования нового типа оперной драматургии, новой музыкальной лексики, рожденной революционным песнетворчеством гражданской войны. В поле зрения музыкального театра вошли категории новой героической действительности, изменился сам предмет его художественного исследования. В произведениях А. Гладковского и Е. Пруссака, А. Давиденко и Б. Шехтера,

В. Дешевова, Л. Книппера, М. Коваля, А. Пащенко, В. Фемелиди охватывался широчайший круг тем и образов: от подавления контрреволюционного мятежа в Кронштадте до классовой борьбы в русской деревне, от обороны Петрограда

19

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»