посвятить себя революции. Идеи, важные и чрезвычайно сложные для художественного воссоздания, композитор и либреттист не декларируют, а раскрывают через показ духовной жизни героев, прослеживают движение мысли.

В первых шести картинах оперы в действие включено значительное число персонажей, а в центре конфликта находятся братья Ульяновы. В последующих четырех – внимание сосредоточивается на Владимире. Таким образом, сквозное драматическое развитие идет от жанрово-бытовых эпизодов и напряженных диалогических сцен к раскрытию сложнейших процессов психологической жизни героев. Собственно, сценическое действие отступает на второй план, преобладает показ внутреннего состояния человека – состояния предельного душевного напряжения.

Подобное построение сценария оперы предоставляет широкий простор для использования специфических оперных форм: арий, ариозо, монологов, ансамблей, массовых хоровых сцен, различных жанровых зарисовок. Последних в опере немало. Назовем хотя бы лирический студенческий вальс в первой картине, романтический дуэт Володи и Оли и рассказ Няни о Пугачеве в третьей картине. Рядом с ними эпизоды психологического плана (предсмертная ария Александра и развернутый драматический монолог матери «Пришла весна на похороны сына») показывают, как удачно композитор использует традиционные атрибуты оперного жанра.

Опера как, впрочем, и любое другое художественное произведение, основанное на исторических материалах, не может обойтись без элементов художественного вымысла, помогающего сконцентрировать внимание на наиболее важных моментах действия, обобщить и укрупнить события. Так появились четвертая картина «На улицах Симбирска» с хоровой сценой и восьмая картина – сцена-дуэт Володи и Александра. Но эти эпизоды не нарушают общего строя произведения, не идут вразрез с историей. Они призваны более рельефно показать обстановку действия. Мысленный диалог Владимира и Александра в восьмой картине – это, по сути, кульминация всей оперы, переломный момент в развитии драмы, начало нового этапа духовной жизни героя. Решение принято, цель ясна!

Предпоследняя – девятая – картина (сцена на пароходе)1 передает сосредоточенные размышления Владимира

___________________

  1. Речь идет о второй редакции оперы, завершающейся картиной студенческих волнений в Казанском университете.

79

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»