же мелодия песни кладется в основу трогательной сцены возвращения Дочери Ветра (исполненной любви и желания творить добро) в мир людей.

Переводя ведущую мысль В. Зубаря в плоскость музыкальной выразительности. Ю. Мейтус находит по-прокофьевски широкую, диатоническую тему хора: «Люди! Лелеять мы будем природу», которая приобретает значение осевого элемента архитектоники оперы. Возникнув в оркестровой прелюдии к первому акту, она постепенно накапливает силу, чтобы полнокровно прозвучать в качестве музыкально-драматургического вывода произведения. На своем пути она проникает в арию-рассказ Ильи, в диалог Ильи и Дочери Ветра, противостоит комплексу музыкальных тем контрдействия и в финале ассоциируется со всепобеждающей силой человеческого разума, аллегорически соответствуя образу Солнца (Solenne. Festivo):

диалог Ильи и Дочери Ветра

Выразительное, мелодически рельефное пение является основным средством раскрытия эмоционального содержания образов. Опера «Дочь Ветра» насыщена напевными интонационными оборотами. В свободных переходах от речитатива к кантилене рождается впечатление единого дыхания, непрерывного сквозного развития мыслей. С этой точки зрения особенно интересны такие эпизоды, как монолог Ильи из второго действия или фантастическая сцена на Черногоре. Арии, монологи, ансамбли, в которых по законам драматургии концентрируются типические черты образной характеристики, не воспринимаются как остановки действия, а, благодаря сквозному симфоническому развитию, напротив, активизируют это действие. Речитативные же эпизоды (и здесь также сказываются традиции классиков) не только выполняют функции поясняющих связок, а тематизируясь, способствуют раскрытию эмоционального содержания того или иного драматического момента.

69

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»