акта (ремарка драматурга: «на полутакте музыка обрывается») сопряжена первый раз с появлением Анны и Гурмана, шокирующих своим поведением односельчан, а позже – с приходом освобожденного из тюрьмы Миколы, в горестной растерянности наблюдающего за танцем Анны и Михайлы. Эта сцена выражает отношение окружающих к сложившейся ситуации.

Композитор прекрасно понял замысел И. Франко. Так, буффонное трио сплетниц – характеристика острого драматического положения: своими пересудами они растравляют и без того измученную душу Анны; песня «Любила я, парубочки» – отстранение конфликта; хор «Гей, зійди ти, зіронько вечірняя» объединяет развернутую массовую сцену.

В действие нередко вступают средства оркестровой драматургии (вариации soprano ostinato и напряженная фригийская секунда в партии оркестра в изложении песни «Ой, там за горою», динамически импульсивная попевка в оркестровом сопровождении песни «Ой, там у лісі»), музы-кально-сценической полифонии (хоровое изложение песни «Ой, там за горою» обостряется напряженными репликами Анны и Насти), обобщения через жанр народной песни (в тот момент, когда вбежавшая Настя видит умирающего Михайлу и в ужасе кричит: «Ой, горе... жандарм... жандарм убит!», – через открытую дверь с улицы в комнату доносится мелодия песни «Ой, там у лісі»).

Используя фольклорный материал, Ю. Мейтус создает стройную систему композиционных арок (обрамление сцен песенными формами, выразительное использование народных мелодий в лейтмотивной драматургии, воздействие на образную систему произведения жанра коломыйки и т. п.). Народная песня в опере «Украденное счастье» становится интонационным фундаментом вокальной характеристики героев.

Разветвленная система народнопесенных интонаций сосредоточена вокруг образов Миколы, Насти, Бабича; она насыщает массовые сцены. Так, например, в партии Миколы Задорожного доминирует оркестровая лейттема, родственная коломыйке. Дополненная своеобразным звучанием пустой, как бы обесцвеченной квинты в нижних голосах, эта краткая, как вздох, мелодия, создает удивительно трогательный образ глубоко несчастного, забитого, нерешительного человека. На ее основе возникают темы его дуэтов с Анной, песни «Ой, горілочка моя», выражающей высочайшую степень душевного напряжения Миколы. Отзвуки этой мелодии слышатся и в трио сплетниц, и в партии Анны. Ее

60

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»