украинских композиторов («Разлом» В. Фемелиди, «Взрыв» Б. Яновского и другие) лишь намечались пути освоения музыкальным театром революционной тематики. Кроме того, Ю. Мейтус, В. Рыбальченко и М  Тиц создавали музыку на оригинальное, основанное на документальном материале, либретто.

Сюжетом для «Перекопа» послужили исторические события – Перекопско-Чонгарская операция в ноябре 1920 года, когда части Красной Армии штурмом овладели укреплениями Перекопского перешейка, переправились через Сиваш у Чонгара и 17 ноября завершили освобождение Крыма. Работая над сценарием и текстом либретто, В. Бычко и Б. Шелонцев старательно изучили архивные документы, воспоминания и свидетельства очевидцев и участников боев1. Либреттисты и композиторы посетили места боев, побывали в частях Красной Армии, участвовавших в битве за Сиваш. Они знакомились с обстановкой, где происходили события, с бытом местных жителей, записывали песни и танцы, популярные в те годы.

Наиболее важные этапы борьбы за Перекоп образуют ту сюжетную основу, на фоне которой авторы показывают судьбу героев гражданской войны, судьбу целой семьи, члены которой в той или иной мере принимают непосредственное участие в исторических событиях.

Решая сложную художественную задачу, харьковские композиторы тщательно продумали принципы подбора выразительных средств. Стремление к народности, эмоциональности и демократичности музыкальной речи определило выбор в качестве основы для тематической разработки и лейтмотивных характеристик популярных образцов песенного творчества (в том числе русских, украинских, татарских, грузинских песен и танцев). В ткань оперы был введен ряд походных и бытовых песен, записанных от участников перекопских боев.

Однако желание использовать в опере как можно больше документальных материалов обусловило фрагментарность либретто, что в свою очередь привело к мозаичности музыкальной речи. Недостаточно тесная внутренняя связь отдельных эпизодов сюжета иногда заставляла композиторов рассредоточивать внимание на проходных моментах, а обилие действующих лиц привело к тому, что характеристике

__________________

  1. Прообразом ведущего персонажа оперы, деда Калинчука, стал житель села Строгановка около Сиваша партизан Оленчук, который показал красноармейцам брод через пролив; в образе Командарма воплощены черты М.В. Фрунзе.

18

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»