исключительное самообладание спасает его. В третьей картине трио Зорге, Мияги и Вукелича, подобно октету из «Молодой гвардии», символизирует единство помыслов названных персонажей. В четвертой – получает развитие лирическая линия оперы (Ханако – Зорге); в пятой – передано напряжение чувств и мыслей тяжело раненного Зорге, в затуманенном сознании которого то и дело вспыхивают болезненные видения. И наконец, еще один интересный момент динамики образа – последний выход в эфир: за несколько часов до ареста, уже зная о грозящей опасности, разведчик передает в Центр радиограмму исключительного значения – войны между Японией и СССР удалось избежать.

Как и в предыдущих своих сочинениях, Ю. Мейтус выстраивает строго продуманную систему лейтмотивов, на основе которых складываются музыкальные портреты Зорге, Мияги, Вукелича, Отта, Мейзингера, Осаки. Многие темы воплощают общие понятия (Родины, подвига, любви, опасности, трагедии войны). Разумеется, типизация лейтмотивов по их смысловому наполнению весьма условна: оттачивая на протяжении многих лет технику мелодических преобразований, композитор создает многозначные интонационно-тематические комплексы и все более руководствуется в их развитии принципом многоплановости музыкально-сценического действия. Переходя из одной вокальной партии в другую, попадая в тот или иной драматургический контекст, его лейтмотивы, естественно, выявляют свои богатые ассоциативные и метафорические возможности.

В этой опере преобладает многоэпизодная драматургия с выразительными контрастами и с последовательным использованием принципа монтажа. Иногда, впрочем, создается впечатление, что документальный материал выходит из повиновения авторов – возникает излишняя детализация (например, в седьмой и девятой картинах внимание слушателя порой распыляется на малосущественные подробности).

Наиболее сильные страницы оперы, естественно, связаны с психологической линией развития главного образа. Ведущая роль принадлежит теме Зорге, которая крупным планом излагается в оркестровом вступлении. В ней чувствуется мощный, волевой заряд и внутренне сдерживаемое напряжение, убежденность и глубина ищущей мысли. Мелодическая декламация ариозного типа великолепно передает лиричность и обаяние, теплоту и человечность характера:

94

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»