|
|
|
|
Каждый из молодогвардейцев имеет свою индивидуальную характеристику1, но вместе с тем они представляют собой сплоченный коллектив. Действительно, и Ульяна Громова, и Люба Шевцова, и Сергей Тюленин, и Ваня Земнухов, и, наконец, Олег Кошевой – это живые люди, наделенные своими маленькими слабостями и личными привязанностями. Но все вместе они составляют типизированный групповой портрет нашей молодежи, которая в годы Великой Отечественной войны утверждала идеалы советского образа жизни.
Наиболее динамичным в опере является образ Ульяны Громовой – девушки «...с тем цельным, скрытым миром подлинных страстей, которые еще не нашли того, на кого они изольются полной, великой, чистой мерой, и которые не могут расходовать себя по капле» (А. Фадеев). В ее музыкальной характеристике объединяются черты волевой и лирически восторженной натуры2. Они проявляются уже в экспозиции образа – в арии «Люблю я степи летнею порой».
Элегическая, созерцательная вокальная партия сопровождается волнообразными фигурами аккомпанемента. Их остинатный рисунок придает началу ариозо умиротворенный характер. Но вскоре, когда девушка видит, что все вокруг словно притаилось в тревожном ожидании боя, ее сердце наполняется скорбью. В мелодии возникают напряженные декламационные интонации и упругие, маршеобразные ритмы.
Ярким эпизодом в вокальной партии героини становится ариозо «Минуты эти кажутся часами, а их все нет...» в сцене поджога молодогвардейцами биржи труда. В музыке переданы и волнение девушки, ее опасения за товарищей, и настороженная атмосфера хмурой осенней ночи. А в сцене допроса на долю Ульяны выпадает всего несколько слов, но сколько в них подлинного мужества!
___________________