|
|
|
|
Вокальные партии других персонажей, решенные в двух планах – эмоционально насыщенном (Клава Ковалева, Жора Арутюнянц) и элегическом (Валя Борц), – подчинены, как говорилось выше, общей задаче создания типизированного портрета советской молодежи.
Исследователи неоднократно подчеркивали новаторские черты коллективного образа молодогвардейцев, запечатлевшего в опере четкую драматургическую логику; в соответствии с этой логикой отдельные стихийные проявления героизма в первых картинах в дальнейшем, по ходу действия, объединяются и вырастают в боевую организованную силу. В музыке четко намечены основные драматургические узлы, подчеркивающие динамику группового образа и обобщающие сценическое действие. «Вообще, традиция активных, волевых ансамблей, различных сочетаний соло и ансамбля, соло и хора, отдельных хоровых групп не случайно получила такое развитие в нашей драматургии, – писал Б. Ярустовский. – Ей суждено, видимо, большое будущее. Ибо в сюжетах о нашей социалистической действительности, где приобрели такое большое значение многообразные взаимоотношения личности и коллектива, такие оперные формы особенно ценны и привлекательны. Октет краснодонцев с упрямо восходящей темой fugato остается также одним из лучших динамичных образцов советской оперной драматургии. Подобные интересные творческие находки нужно всемерно развивать, ибо в них заключена, на наш взгляд, одна из наиболее прогрессивных тенденций советской оперы, сочетающей, наряду с другими своими элементами, и активный динамизм»1.
Октет возникает как полифоническое сплетение различных черт характеров юных подпольщиков. В развернутом фугато голоса поочередно проводят основную тему, а затем сливаются в ансамбле:
___________________