|
|
|
|
Прозвучав в прологе, эта мелодия далее появляется в поворотные моменты драматургического развития, знаменуя духовное прозрение героини.
Замечательно решена одна из кульминационных сцен оперы. На Черногоре в пещере Бабы Мряки встречаются Илья и Дочь Ветра. Юноша верит, что искреннее, ласковое участие пробудит в холодном сердце Дочери Ветра воспоминания детства. Он привлекает ее внимание к журчанию ручья, к зелени деревьев и солнечным бликам на мрачных стенах пещеры. Из камня Илья высекает огонь... «На грудь упала искра», – восклицает Дочь Ветра, и в этот момент в отдалении (хор за сценой) слышна песня «Куковала кукушечка»; она вызывает в душе героини смутную тревогу. Широко раскрыв глаза, девушка пытается вспомнить что-то далекое, светлое...
Песня «Куковала кукушечка» появляется затем в экстатическом танце Дочери Ветра в третьем действии (сцена в саду), когда она чувствует властное влечение к людям и понимает, что не может более служить силам зла! Эти же интонации возникают и в страстной отповеди героини Мольфару: «Уж поздно! Илья посеял золотые зерна, и снова солнце ожило во мне!» Наконец, в ритмически моди-фицированном виде песня «Куковала кукушечка» звучит в кульминации всей оперы, где использованы важнейшие музыкальные мысли и, в частности, обобщается тематический материал негативных сил (интонации заклинания, тема засухи, лейтмотив Бабы Мряки и так далее). В финале
Мряке, она становится послушным исполнителем их разрушительных замыслов. Но постепенно, под влиянием любви Ильи и его веры в преобразующую силу человеческого разума, восстанавливается некогда разорванная связь Дочери Ветра с окружающим миром, с людьми.