|
|
|
|
сюжета, сосредоточенные в оркестровых эпизодах, внутренних монологах персонажей. Таков монолог Анны в четвертой картине: звучит тема судьбы, а в это время героиня подходит к столику, перебирает и просматривает письма, задумывается, и лишь затем возникает ее вокальный монолог.
«РИХАРД ЗОРГЕ»
Упомянутые принципы музыкально-сценической драматургии по-новому раскрылись в следующей опере Ю. Мейтуса – «Рихард Зорге», созданной на оригинальное либретто А. Васильевой и Л. Смирнова.
Жизненный путь Рихарда Зорге и события, происшедшие на далеких японских островах в 40-е годы, – новая тема в советской опере. На первый взгляд может показаться, что ее решение лежит в плоскости детективного жанра, в последнее время существенно расширившего свои границы. Композитор избирает форму музыкально-психологической драмы.
Ключом к трактовке темы стало высказывание Зорге о том, что свою разведывательную деятельность он рассматривает как партийную работу в особых условиях. Вспоминаются также слова известного японского историка А. Фудзивары о деятельности советского разведчика: «Главные мотивы действий группы Зорге определялись не только сознанием огромной важности порученной им разведывательной миссии. В международной обстановке того времени Зорге и его товарищи решали наиболее трудную задачу: как практически послужить делу борьбы за мир, и с высоким героизмом отдавались деятельности, которую они расценивали как самую справедливую с точки зрения интересов человечества...»1. Отсюда и установка авторов: «В своем произведении мы стремились передать силу чувств Рихарда Зорге и его боевых побратимов, напряжение страстей, драматизм событий последних лет их жизни»2. Сверхзадачей произведения стало разоблачение человеконенавистнической сути нацизма.
Добившись психологической точности в изображении духовного мира героя, композитор смог избежать в музыке какой бы то ни было декларативности. Пресса ГДР подчеркивала:
___________________