сценический монумент подвигу молодогвардейцев. Именно такую задачу поставили перед коллективом театра режиссер М. Стефанович, дирижер В. Тольба и художник А. Хвостенко-Хвостов. Опера глубоко взволновала зрителей и этому в немалой мере способствовали замечательные артисты: Л. Руденко (Ульяна), З. Гайдай (Люба), Б. Гмыря и И. Паторжинский (Валько); с успехом выступили К. Лаптев (Олег), Н. Платонов (Сергей), И. Клякун (Ваня).

Как уже отмечалось, в 1950 году композитор создает вторую редакцию, существенно переработав свое произведение, в ней были устранены некоторые просчеты драматургического характера, а также учтена критика романа

А. Фадеева. В новой редакции опера прозвучала в Донецке и Ленинграде, а 1951 году произведение Ю. Мейтуса было удостоено Государственной премии СССР.

В Ленинградском Малом оперном театре к «Молодой гвардии» обратились режиссер Н. Охлопков, дирижер Э. Грикуров и художник В. Рындин (премьера состоялась 22 апреля 1950 года). Подчеркивая закономерность создания этого произведения, музыкальная общественность Ленинграда прежде всего высоко оценила музыку Ю. Мейтуса, ее глубоко национальные основы, преемственную связь с творчеством русских композиторов-реалистов.

Из одноименного драматического спектакля режиссер Н. Охлопков перенес на оперную сцену скульптурную выразительность и лаконичность характеристик, а также образную символику – алый стяг, олицетворяющий магистральную идею романа. Он сумел пробудить в певцах драматических актеров. Создаваемые ими образы были выверены по роману Фадеева.

В постановке Н. Охлопкова народ предстал живым, действующим лицом. Великолепно были выстроены групповые и массовые сцены: эвакуация жителей Краснодона, завершающаяся картиной размещения боевого отряда, волнение горожан в парке при чтении листовок с сообщениями Совинформбюро, собрание на квартире Кошевых. Надолго запомнился зрителям и финал, воспевавший стойкость и бесстрашие молодогвардейцев.

Спектакль подчеркнул лучшие качества оперы. По мнению музыковеда В. Богданова-Березовского, он знаменовал собой новую фазу в развитии советской оперной культуры. Реалистичность спектакля Н. Охлопкова была по достоинству оценена присутствовавшей в зале участницей краснодонского подполья В. Борц, воинами, освобождавшими Краснодон, многочисленными зрителями.

51

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»