колыбельными (хувди), трудовыми и обрядовыми песнями. В соответствии с драматургическими задачами композиторы используют ладовые особенности песенного фольклора, наиболее полно запечатленные в дастанах, исполнявшихся в прошлом народными музыкантами-бахши на классические тексты из восточной, и в частности туркменской, поэзии. В опере преобладают диатонические минорные лады с пониженными ступенями (преимущественно второй); для мелоса характерна опора на кварто-квинтовые соотношения; нередко встречаются сложные и составные размеры при изобретательном соединении различных ритмических звеньев (чаще всего 5/8). полиритмические комплексы, а также остинатные фигуры в аккомпанементе, над которыми прихотливо вьется импровизационная тема.

Творческий подход к сокровищам туркменской народной музыки и их высокопрофессиональная обработка обеспечили «Лейли и Меджнун» Ю. Мейтуса и Д. Овезова продолжительный успех на национальной сцене. Их совместная работа стала примером плодотворного сотрудничества представителей разных национальностей Советского Союза.

Таким образом, за годы войны Юлием Мейтусом накоплен большой опыт композиторской работы, как никогда он пишет много, с большим эмоциональным подъемом. В центре его внимания по-прежнему находятся жанры оперы и камерно-вокальной музыки. Именно здесь раскрываются лучшие черты дарования композитора.

В послевоенные годы одно за другим появляются наиболее значительные оперные произведения Ю. Мейтуса: «Молодая гвардия» – взволнованный отклик на события, Великой Отечественной войны; «Северные зори», где на новом сюжетном и фольклорном материале получает продолжение тема «Перекопа»; глубокое осмысление классической украинской поэтики мы находим в операх «Украденное счастье» и «Дочь Ветра»; еще одна опера на туркменский сюжет – «Махтумкули»; блестящий образец музыкальной Ленинианы – «Братья Ульяновы»; далее следуют «Анна .Каренина», «Ярослав Мудрый», «Рихард Зорге», «Марьяна Пинеда», «Иван Грозный» – серия оригинальных исторических портретов. Об этих сочинениях Ю. Мейтуса речь впереди1. Скажем только, что в целом творчество композитора

___________________

  1. Сразу оговоримся: поскольку оперы «Анна Каренина», «Марьяна Пинеда», «Иван Грозный» не получили еще сценической интерпретации, авторы не сочли целесообразным давать подробную характеристику этих сочинений; они, по, по существу, лишь названы. – Л. Л., Я. М.

28

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»