моментах сюжета и словно намечает дальнейшее развитие действия. Например, после известия об аресте членов подпольного штаба в ответ на вопрос Клавы: «Что делать?» в оркестре звучит тема клятвы. Презрительные реплики Вани Земнухова в сцене допроса построены на тех же интонациях. Так достигается интонационно-тематическая целостность оперы.

В «Молодой гвардии» Мейтус продемонстрировал отличную технику хорового письма, умение строить импульсивные, динамичные хоровые сцены, такие, например, как чтение народом листовок с сообщениями Совинформбюро. Слова читающего вслух вызывают у присутствующих мгновенную реакцию, в различных хоровых группах то и дело вспыхивают краткие реплики, возгласы, замечания, производящие впечатление живого обмена мыслями. Следуя традициям М. Мусоргского, композитор использует подвижную хоровую фактуру, которая вмещает множество разнообразных индивидуальных типов-характеров и основывается на сплаве фольклорных интонаций с интонациями современной массовой песни.

В иных ситуациях, когда необходимо показать группу людей, охваченных общим чувством, композитор пишет хоры, компактные по звучности и аккордовой фактуре. В опере нет жанрово-фоновых зарисовок, все массовые эпизоды являются идейно-эмоциональными откликами на происходящие события. Обобщающими этапами в развитии действия становятся эпические хоры «Ты вставай, Донбасс, на бой с врагами!», «Горячие ветры примчалися с поля», «Замучен тяжелой неволей». Светлое воспоминание девушек о счастливых довоенных днях, элегичная песня на вечеринке у Кошевых («Пролегла дороженька») и хор пленниц («Прощай, Украина родная») — эти и другие эпизоды усиливают и обнажают конфликт образов войны и мира.

При всей новизне темы и необычности образного строя «Молодая гвардия» основывается на закономерностях классической оперной драматургии. Новизна замысла сочетается здесь с апробированными практикой законами жанра и облекается в традиционные вокальные формы завершенных арий, ариозо, монологов, ансамблей, хоров.

Залог жизнестойкости оперного сочинения – в верно избранном принципе интонирования. Композитор нашел круг вокально-декламационных средств соответствовавших героико-романтическому тонусу романа Фадеева.

«Молодая гвардия» вошла в историю советской музыки не только как серьезное достижение Ю. Мейтуса, но и как произведение, типичное для целого периода развития куль

45

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»