годы композитор много времени уделяет созданию музыки к военным киносборникам, над которыми работал в Ашхабаде известный кинорежиссер Марк Донской.

А в декабре 1943 года дирекция Киевского театра оперы и балета, находившегося в эвакуации в Иркутске, вызвала Ю. Мейтуса в связи с предполагавшейся постановкой «Гайдамаков». Здесь он сочинил новый вариант первой картины, окончил четвертый акт оперы и одновременно написал Пятую сюиту для симфонического оркестра на украинские темы, а также несколько обработок народных украинских песен.

Из всех названных сочинений особо выделим Четвертую сюиту. Может возникнуть вопрос: почему именно сюита занимает в творчестве Ю. Мейтуса столь привилегированное место? Думается, что приверженность к этому симфоническому жанру обусловлена особым характером художественного мышления Ю. Мейтуса – жанрово-картинным принципом изображения окружающей действительности. Композитора увлекает изменчивая смена жизненных событий. Он мыслит программно, сюжетно; его живо интересуют неповторимые человеческие характеры, раскрывающиеся в самых разных психологических ситуациях. Не трудно заметить, что и здесь проявляется театральная природа художественного дарования композитора.

С симфоническими сюитами связаны важные процессы формирования индивидуального стиля Ю. Мейтуса. Во-первых, процесс освоения им фольклорных источников тематизма. Во-вторых, – постепенного переосмысления самого принципа сюитности, наполнения этой формы сквозным сюжетным развитием.

Если в Первой сюите (1928) задача композитора сводилась к более или менее изобретательной симфонической «раскраске» народных напевов, самая мелодическая и ладовая содержательность и национальная характерность которых определяли порядок частей и конструкцию целого, то уже в Третьей сюите (1939) положение изменилось: в качестве формообразующего теперь выступил принцип программности; каждая из частей получила свое название, уточняющее ее смысл и содержание. Углубился и стал разнообразнее подход к фольклору, активнее разработка типичных элементов мелодики, лада, ритмики, народно-полифонических средств.

Все эти стилевые черты выявлены наиболее полно, последовательно и с наивысшим для данного этапа художественным результатом в Четвертой сюите. Исследователь украинской советской симфонической музыки Н. Гордейчук

23

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»