очень верно заметил, что, несмотря на трагичность темы, из-под пера композитора вышло «мужественное, полное оптимизма произведение, являющееся художественным свидетельством несгибаемой веры советских людей в светлое завтра, в неминуемую победу над врагом»1.

Четвертая сюита – программное циклическое сочинение, навеянное событиями грандиозной народной эпопеи. Его четырем частям предпосланы поэтические эпиграфы из стихотворений М. Рыльского, Л. Первомайского и А. Малышко, обобщенно раскрывающие их идейное и философское содержание. Перед слушателем последовательно развертываются картины Украины, страдающей под фашистским игом (первая часть), и всенародного сопротивления оккупантам (вторая часть); размышления художника-патриота над судьбами Родины (третья часть) уступают место радостному ощущению близкой победы над врагом (четвертая часть). В конце сюиты ключевая, эпико-трагическая тема из первой части трансформируется и приобретает торжественно-драматическое звучание.

Фольклорные мелодические образования, призванные наряду с поэтическими эпиграфами создать те или иные образно-смысловые ассоциации, претерпевают сложную и многоплановую разработку, в чем нетрудно увидеть первые проявления будущей системы лейткомплексов, к которой композитор шел постепенно, но уверенно.

Драматургическим целям полностью подчинена и мастерская, изобретательная оркестровка, изобилующая тембрально-колористическими эффектами.

Четвертая сюита Ю. Мейтуса вошла в золотой фонд украинской советской музыки как произведение этапное и яркое.

Четыре части «Партизанской сюиты» также объединены сквозной идеей всенародного сопротивления фашизму. Разные ракурсы этой борьбы создают объемную, многоплановую картину.

Весь 1943 год Юлий Мейтус вместе с композитором Аширом Кулиевым работал над оперой «Абадан» – одним из первых произведений о войне. Либретто оперы принадлежало перу выдающегося писателя, признанного патриарха туркменской литературы Берды Кербабаева.

Композитор серьезно занялся изучением народной музыки туркмен. Вначале стиль и характер ее исполнения, своеобразные ритмы и интонации казались необычными и

___________________

  1. Гордійчук М. Українська радянська симфонічна музика. – Киев, 1969, с. 161

24

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»