«Северных зорь» заключается в том, что здесь на современном историко-революционном материале претворяются и получают развитие принципы классической героико-эпической оперы. Ариозная мелодика вокальных партий и распевные оркестровые фразы по своей пластической выразительности опираются на русскую народную песню; в них нередко отчетливо слышны отголоски северных былинных напевов с их красочным ладовым строением и ритмическим богатством. Композитор обращается также к широкому кругу величальных, хороводных напевов, всячески подчеркивая их локальные колористические черты: спокойно-неспешное развертывание мелодии, движение голосов параллельными трезвучиями, задумчивые гармошечные припевки и т. п. В то же время все эти черты (и картинность драматургии, и былинный русский склад речи) удачно сочетаются с остроэмоциональным стилем музыкального высказывания в сценах на острове смерти Мудьюг, в эпизоде на свадьбе (разоблачение предателя Микешина). В таких случаях действие приобретает напряженность, пульс его резко учащается.

Партитура «Северных зорь» насыщена разнообразными хоровыми эпизодами. Они занимают в опере значительное место и по продолжительности звучания, и по своей смысловой весомости. Впечатляющий пример – хор «Партизаны идут!»; пронизанный возгласами враждующих групп (кулаков и бедноты), он подводит к рассказу партизана Чалова о бесчинствах интервентов. Драматургически важна и сцена появления изувеченного Тихона Нестерова. В одних случаях композитор прибегает к чередованию хоровых и ансамблевых эпизодов, различных по характеру и настроению, динамизируя тем самым оперную форму. В других – использует звучание хора для ассоциативного раскрытия переживаний героя. Так, в первой картине протяжная песня «Разлука с милым, день печальный» (женский хор), звучащая в предзакатный час на берегу Двины, близка душевному состоянию Андрея Латкина: он отправляется в разведку и расстается с любимой. После краткого диалога Андрея и предателя Микешина, расспрашивающего, каким путем пойдут разведчики, исполняется вторая строфа песни, приводящая к большой лирической сцене Андрея и Любы (дуэт согласия). Таким образом, хоровые эпизоды приобретают многоплановое значение: это – и необходимая краска в вокальной сфере партитуры, и драматургически ответственный компонент, способствующий раскрытию образов и ситуаций, и, наконец, прием, связывающий ряд отдельных сцен в единое сквозное действие.

47

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»