разных жанрах: пишет «Народные шутки» для голоса с фортепиано, основанные на гармонизации песен «Задумав дідочок» и «Коли б мати не била», взятых из сборника Д. Ревуцкого «Золотые ключи», использует народную песню в Вариациях для скрипки и фортепиано, осваивает эпический строй народной думы в вокальном сочинении «Про Довбуша». Наконец, в 1934 году Ю. Мейтус решается на создание крупного вокально-симфонического произведения, сюитного по построению, но связанного единый эмоционально-психологическим замыслом. Так появляются «Пять украинских народных песен» в свободной обработке для низкого голоса и симфонического оркестра.

В «Пяти песнях» уже достаточно наглядно проявились художественные принципы Ю. Мейтуса в области обработки народных мелодий, виден автор будущих масштабных оперных полотен и развернутых вокальных циклов, которые возникнут на фольклорной основе. Исходный народнопесенный материал в «Пяти песнях» подвергается активной драматизации. Композитор находит новые средства ладовой окраски народных мелодий, нередко имитирует «троїсті музики»1, использует ряд полифонических приемов. Этот цикл обработок, как и возникшие вскоре романсы на слова И. Франко, можно считать своеобразной подготовкой композитора к созданию в конце 50-х годов оперы «Украденное счастье».

Закончив новое сочинение, Юлий Мейтус показал «Пять песен» солисту Харьковской оперы Ивану Сергеевичу Паторжинскому – признанному мастеру вокала, создавшему к тому времени ряд замечательных образов русского и украинского классического оперного репертуара (Мельника в «Русалке», Бориса в «Борисе Годунове», Карася в «Запорожце за Дунаем», Выборного в «Наталке Полтавке», Тараса в «Тарасе Бульбе» и других). Прослушав песни и сделав несколько замечаний, артист в общем цикл одобрил и согласился его исполнить. Это была удача, так как в композиторских кругах считалось, что если произведение Паторжинскому понравилось, то успех уже наполовину обеспечен.

Первое исполнение состоялось в Киевской филармонии под управлением талантливого немецкого дирижера Германа Адлера, работавшего у нас в стране в середине 30-х годов.

Как вспоминает Ю. Мейтус, певец создал яркие зарисовки

__________________

  1. Старинный украинский народный инструментальный ансамбль: скрипка, бас, цимбалы или бубен.

16

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»