годы войны, не прерывались. Итогом этих художественных связей явилось написание совместно с Д. Овезовым оперы «Лейли и Меджнун», поставленной в Ашхабаде в ноябре 1946 года. В 1962 году там же состоялась премьера «Махтумкули» – оперы о великом сыне туркменского народа, над которой композитор работал с огромным увлечением, осознавая большую ответственность избранной темы. Как воспоминание о людях и событиях тех лет, как свидетельство неослабеваемых связей Ю. Мейтуса с музыкой республики, ставшей для него родным домом в трудную военную годину, возникла в 1946 году Туркменская симфония.

Прежде чем продолжить рассказ о жизненном пути Юлия Мейтуса, кратко остановимся на опере «Лейли и Меджнун».

Классический сюжет о трагической любви Лейли и Меджнуна, широко распространенный в Средней Азии, Закавказье и странах Востока, неоднократно привлекал внимание композиторов. Назовем оперу У. Гаджибекова по поэме М. Физули, оперу Р. Глиэра и Т. Садыкова по поэме А. Навои, балет С. Баласаняна (либретто С. Ценина), музыку А. Тиграняна к драме-сказке, симфоническую поэму К. Караева. Ю. Мейтус и Д. Овезов обратились к либретто К. Бурунова, созданному по роману классика туркменской поэзии XVIII столетия Нурмухаммеда Индалиба.

Для обрисовки ведущих образов и создания красочной атмосферы легенды композиторы привлекли широкий круг туркменских народнопесенных интонаций. По сравнению с «Абадан» в этой опере больше сохранены особенности лирико-эпического стиля народной музыки Туркмении: ее колорит, ладовый строй, принципы изложения песенных и танцевальных тем. Общей же чертой обоих оперных сочинений является принцип построения вокальной мелодии, начинающейся часто с возгласа и развивающейся из вершины-источника. Верхний звук тянется продолжительное время, а затем переходит в ритмически организованную мелодическую линию. Кроме этого приема, заимствованного из практики народных певцов, авторы используют в «Лейли и Меджнун» и другие особенности туркменской музыки, например, волнообразность мелодического рисунка, насыщенного мелизматикой (форшлаги, трели, морденты и т. п.). Для усиления экспрессии в скорбных напевах Лейли, тоскующей в разлуке с Меджнуном, или как средство звуковой живописи в симфонических эпизодах (шум моря) в диатоническую по складу мелодику нередко вводятся хроматизмы. Весь круг интонационно-тематических идей оперы связан с лирическими женскими (ляле), свадебными (яр-яр),

27

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»