украинской камерно-вокальной лирики. Высокую оценку дал ему Д. Шостакович. Он писал Ю. Мейтусу: «Спасибо Вам за Ваше посвящение. Для меня – это большая честь и большая радость. Сразу же после получения нот я проиграл и пропел Ваш цикл «Мать». Это прекрасное произведение, и я горячо поздравляю Вас с ним...»1.

Большую популярность среди слушателей приобрели романсы Ю. Мейтуса на стихи Мусы Джалиля из «Моабитской тетради». В 1956 году композитор создал четыре романса, в 1973 году – пять, а позднее, в 1979-м, еще пять. В целом все эти произведения точно и правдиво воссоздают образный мир стихов татарского поэта, его проникновенную лирику, углубленную печаль и беззаветное мужество.

Разнообразная гамма настроений и образов запечатлена в первом цикле. «Песня девушки» – стилизация татарских народных напевов (пентатоника, мелизмы, простая строфическая структура). Но и здесь автор драматизирует развитие. В среднем разделе простой трехчастной формы ярко экспрессивно выражено горе девушки, проводившей в далекий поход своего возлюбленного («Горько было прощаться мне с милым моим...»). В заключение романса драматическое переживание сглаживается, окрашиваясь в светлые элегические тона.

В «Красной ромашке» сочетаются вокальная декламация и мелодический распев, изобразительные моменты и обобщенная образность. Необычен сюжет, повествующий о ромашке, которая за одну ночь из белой превратилась в красную («Все – как снег, она одна, словно кровь, была красна»). Оказывается, ночью на поляне кипел бой, раненый боец прильнул к земле («Кровь из раны заструилась, я в крови его умылась...»):

Мать

___________________

  1. Из письма Д. Шостаковича от 12 июля 1968 года (личный архив композитора).

111

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»