|
|
|
|
Пока же молодой композитор работает в различных музыкальных жанрах, ищет новые средства художественной выразительности, отдавая большую часть энергии театральной музыке. Являясь некоторое время заведующим музыкальной частью театра Пролеткульта, Мейтус пишет музыку к спектаклям этого коллектива. После того, как «Березиль» был переименован в Харьковский государственный украинский драматический театр имени Т.Г. Шевченко (1933), он сотрудничает с режиссерами В. Скляренко, Б. Тягно, Л. Дубовиком, М. Крушельницким в работе над пьесами «Хозяин» и «Мартын Боруля» И. Карпенко-Карого, «Гибель эскадры», «Платон Кречет» и «Банкир» А. Корнейчука, «Бастилия божьей матери» И. Микитенко, «Принц Лутоня» по В. Курочкину и «Глубокая провинция» М. Светлова. Особое удовлетворение доставила композитору работа, над музыкой к «Гибели эскадры» А. Корнейчука, которая с большим успехом была показана на IV Международном театральном фестивале в Ленинграде в 1934 году. Кроме того, его пригласили в Москву для постановок «Банкира»
А. Корнейчука во МХАТе и «Думы о Британке» Ю. Яновского в Московском драматическом театре.
Композитор пробует свои силы и в кино: пишет музыку к кинофильмам «Старая крепость» (режиссер М. Билинский), «Кондуит» (Б. Шелонцев), «Иван» (А. Довженко). Музыка последнего создается в соавторстве с Борисом Лятошинским. Появляются агитационные произведения Ю. Мейтуса на слова Д. Бедного, А. Безыменского, В. Сосюры, предпринимаются опыты интерпретации поэзии Т. Шевченко и обработок народных песен. Он участвует в создании первых образцов советской эстрадной музыки, сочиняет несколько песен для репертуара К. Шульженко. Кроме того, Ю. Мейтус активно выступает в прессе по вопросам развития украинской музыки, театра, джаза и т. п.
Первое опубликованное сочинение Юлия Мейтуса – ритмодекламация «На смерть Ильича», пронизанная чувством жгучей боли: «Черное знамя в красном пожаре грустно молчит, трепеща. Стоны гудков и набата удары о смерти твердят Ильича» (текст А. фокического Искринева). Вскоре дирижер Я. Розенштейн, популяризировавший все новое, что в те годы создавалось в украинской музыке, включил в свой концерт Первую сюиту для симфонического оркестра на украинские темы1. Следующее сочинение (сюита для сим фокического
__________________