обращение к воинам, монолог Ингигерды (описание битвы) и, наконец, хоровая «Слава» служат полной, объемной экспозицией основного образа оперы.

Вслед за тем действие переходит в русло конфликтного развития сюжета. Текст пьесы подвергается существенным сокращениям: из монологов и реплик изымаются повествовательные и информативные фразы, в диалогах сохраняются преимущественно ключевые слова. Так авторы концентрируют образную выразительность текста, добиваются необходимой контрастности в сменах сцен. Расширяя зону лирики, композитор вводит дуэты Анны и Елизаветы, Гаральда и Елизаветы, а в сцене заговора – драматическое трио Давида, Ратибора и Никиты («Восстань и мсти!»). Он создает ту эмоциональную температуру, без которой, по словам Б. Ярустовского, «никогда не будут оправданы ни пение, ни танец»1.

Как уже отмечалось, в опере показаны различные стороны деятельности киевского князя: строительство городов и храмов, насаждение на Руси грамотности, устройство знаменитой библиотеки и т. п. При этом композитор не идеализирует своего героя; напротив, в соответствии с исторической правдой он показывает противоречия в характере Ярослава, у которого нежная любовь к дочерям уживалась с не всегда оправданной вспыльчивостью и жестокостью. «В моей душе, – говорит Ярослав, – две силы бьют ключем, и двух царей судьба меня влечет: как царь Давид, люблю я звуки гуслей, как царь Саул, пронзаю их мечом!».

Лейтмотив Ярослава с его суровой, почти графической рельефностью, аскетичностью красок выходит за рамки характеристики только одного персонажа. В нем сосредоточены наиболее яркие, с точки зрения человека нашего столетия, черты минувшей эпохи, дана панорама времени сурового, противоречивого, но устремленного к новым берегам:

Лейтмотив Ярослава

___________________

  1. Ярустовский Б. Некоторые проблемы советского музыкального театра. – М., 1957, с, 16.

86

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»