произведения. Поэтому столь стройными являются композиции оперных сочинений Ю. Мейтуса.

Художественные поиски композитора идут оперы номерной структуры к музыкальной драме сквозного развития и сопровождаются разработкой психологических ресурсов музыкальной речи. Большую конструктивную и смысловую роль выполняет чрезвычайно продуманная система лейтмотивов, лейтгармоний, лейткомплексов, которая, обладая портретной функцией, подвергается последовательному ассоциативно-симфоническому преобразованию.

Симфонизм оперного мышления – наиболее своеобразная черта художественного дарования Ю. Мейтуса. Симфоническое развитие обогащает сценическое действие, придает ему целенаправленность и импульсивность. И нужно сказать, что композитору редко изменяет чувство архитектоники и логики сквозного развития.

Автор часто использует приемы психологического контраста: для усиления драматизма той или иной сцены он сталкивает два эмоционально-противоположных тематических пласта. Например, в «Молодой гвардии», в сцене вечеринки у Кошевых, где звучат зажигательные танцы, происходит резкая смена настроения в момент появления заплаканной Клавы с известием об аресте членов подпольной группы. В «Северных зорях» свадебный хор «У Гурьевых ворот» неожиданно обрывается с приходом Жемчужного, который разоблачает предателя Микешина, выступавшего здесь в роли жениха. Аналогичное явление наблюдается в «Братьях Ульяновых» (контрастная смена беззаботных детских развлечений трагическим монологом Матери). В «Украденном счастье» введен буффонный терцет кумушек-сплетниц, которые растравляют и без того наболевшую душу Анны.

Какие бы творческие задачи ни ставил перед собой композитор, в центре его поисков всегда – вокальная мелодия, ясная, выразительная, содержательная. Создавая образы, почерпнутые из прошлого и из современности, он опирается на классические традиции, сочетая речитативную декламацию с широким пением. Образцами его развернутого мелодического стиля могут служить песня молодогвардейцев на вечеринке у Кошевых, лейтмотив Любы В «Северных зорях», основные темы «Дочери Ветра». Он – лирик, и лирика у него является мощным средством реализации острых конфликтов социального плана. В ней композитор раскрывает содержание духовной жизни своих героев.

124

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»