Крушельницкого проявилось во всем блеске: он играл на скрипке, пел куплеты, веселые коломыйки, прекрасно танцевал. Вообще пластика, язык жестов актера поражали своим богатством, привлекали великолепно развитым чувством сценического ритма.

В годы войны Мейтус и Крушельницкий встретились на эвакуированной в Ашхабад Киевской киностудии. Их пригласил к себе Александр Довженко. Работа на студии, творческие встречи, дружеские беседы у рояля надолго запомнились композитору. Прекрасное знание музыкальной литературы, в частности наследия Бетховена, Шопена, Рахманинова, Скрябина, давало возможность Крушельницкому легко ориентироваться в сложных вопросах музыкальных стилей.

Ю. Мейтусу посчастливилось работать с М. Крушельницким и в послевоенные годы, когда талант его как режиссера и актера окреп, расцвел в полную силу. В частности, судьба их свела в постановке пьесы В. Суходольского «Арсенал». «Музыка в постановках Марьяна Михайловича всегда имела самостоятельный характер, – вспоминает Ю. Мейтус. – Она была весомой, действенной силой, ей был чужд дух иллюстративности, интермедийности, как это довольно часто происходит и сейчас в разных театрах. Не почувствовать музыки в спектакле Крушельницкого было невозможно. Каждое вступление оркестра и хора было рассчитано на создание нужного настроя в спектакле, оно несло определенную эмоциональную и смысловую нагрузку. Музыка в его спектаклях – это, как правило, своя, особая линия в контрапунктическом сплетении всех элементов спектакля»1. По признанию композитора, творческие принципы и театральные взгляды Марьяна Крушельницкого до сих пор помогают ему в оперном творчестве.

На протяжении своего жизненного пути Мейтусу довелось встречаться и дружить с прекрасными музыкантами, которые помогали в осуществлении многих его художественных замыслов. Среди них Борис Гмыря и Галина Сухорукова, Зоя Гайдай и Лариса Остапенко, Владелина Ялкут и многие другие украинские певцы. С особой признательностью он всегда говорит о замечательном оперном дирижере Вениамине Тольбе. Его разносторонний талант, исполнительское мастерство, глубокое знание оперной литературы, принципиальность и требовательность позволяли добиваться выдающихся художественных результатов. Композитору

___________________

  1. Мей.тус Ю. Музика в творчості митця. – В кн.: Мар’ян Крушельницький. Спогади. Статті. Киев, 1969, с. 78.

34

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»