познакомился с Александрой Ропской, певицей, обладающей выразительным меццо-сопрано, великолепными актерскими данными1. А. Ропская пела партию Оксаны. Умение глубоко вжиться в характер роли, придать значимость каждой мысли, слову, интонации обогащало и делало достоверной ее героиню.

Заглядывая вперед, скажем, что в годы Великой Отечественной войны А. Ропская в концертах часто исполняла одну из частей вокальной сюиты для голоса и фортепиано «После боя» Ю. Мейтуса на слова И. Неходы «I дівчата не виносили нам квітів», передающую суровую атмосферу военных лет. В этой балладе она умела раскрыть и ненависть к врагу, и веру в грядущую победу, умела найти точные вокальные характеристики.

Тепло вспоминает Ю. Мейтус и замечательную украинскую певицу, обладательницу лирико-драматического сопрано серебристого тембра и широкого диапазона Оксану Петрусенко2. В спектакле «Перекоп» ей была поручена партия представительницы московских рабочих Кати Ширяевой.

Зрители с большим воодушевлением встречали появление Кати – О. Петрусенко – в эпизоде празднования 7 Ноября (третья картина). Она являлась со знаменем московских рабочих, предназначенным для бойцов, которые первыми пойдут на штурм белогвардейской твердыни. «Уничтожь Врангеля!» – таков девиз, запечатленный на алом полотнище. Сильно и ярко звучала здесь в исполнении актрисы ария Кати – взволнованный рассказ об участии женщин-работниц в штурме Зимнего.

Совсем иные черты приобретала героиня О. Петрусенко в шестой картине, когда на руках у нее умирал раненый боец Сидорчук. Это были как бы две разные грани, небольшой, но надолго запоминающейся роли молодой женщины-революционерки. Создание убедительного, правдивого образа московской работницы принесло певице успех, а авторам доставило много радости.

Другая совместная работа Ю. Мейтуса, В. Рыбальченко, М. Тица, завершенная незадолго до войны – опера «Гайдамаки» по поэме Т. Шевченко – привлекает прежде всего широкой разработкой национальных фольклорных источников. По своим стилистическим и структурным признакам

___________________

  1. Приезжая в Киев, Мейтус часто бывал на спектаклях с участием А. Ропской. Большое впечатление производила на него работа певицы над партиями Амнерис в «Аиде», Любаши в «Царской невесте».
  2. Воспоминания Ю. Мейтуса об О. Петрусенко опубликованы в кн.: Оксана Петрусенко, Спогади, листи, матеріали. – Киев, 1980.

21

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»