Рассказать обо всех камерно-вокальных сочинениях Юлия Мейтуса было бы, разумеется, непосильной задачей. Выделим поэтому наиболее важные тенденции развития художественной индивидуальности композитора в этом жанре музыкального искусства.

Щедрое лирическое дарование композитора с покоряющей полнотой раскрылось в сочинениях, созданных в послевоенные годы. До этого, как уже говорилось, он много писал театральной, симфонической и киномузыки, экспериментировал в таком редком жанре, как ритмодекламация, обрабатывал фольклорные мелодии Украины и других республик Советского Союза, опубликовал ряд массовых хоровых песен, связанных по большей части с конкретными событиями в жизни нашей страны и празднованием исторических дат, например, юбилея воссоединения Украины с Россией. Иными словами, композитор словно апробировал выразительные возможности различных вокальных жанров, настойчиво искал свою тему и свои средства музыкального высказывания.

Эволюция художественной индивидуальности отмечена у Мейтуса строгой последовательностью и продуманностью. Вначале композитор был серьезно увлечен отшлифовкой различных декламационных элементов музыкальной речи и приемов ритмической организации стиха. Свои первые музыкальные замыслы он облекает чаще всего в формы массовой хоровой песни и ритмодекламации. Увлечение же драматическим театром и интенсивно развивающимся в 30-е годы джазом отразилось на многих образцах театральной музыки и эстрадной песни, не сыграв, впрочем, сколько-нибудь существенной роли в творческой судьбе молодого композитора.

Затем внимание Ю. Мейтуса полностью поглощает народное творчество, в частности украинский песенный фольклор: именно здесь, считает он, заложены основы для музыкального прочтения и классической, и современной украинской поэзии. И если в ранних песнях и романсах композитора ощутимо влияние ритмоинтонаций и поэтики народных напевов, то в его зрелых сочинениях фольклорный материал подвергается кардинальному переосмыслению. Решая все более сложные творческие задачи, автор создает мелодику обобщенного характера, усиливает функции инструментального сопровождения, придавая ему роль смыслового подтекста, разнообразит приемы обогащения фактуры средствами полифонии. Подобная тенденция может рассматриваться, как освоение композитором новой художественной образности. Она включает в себя движение

103

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»