о судьбах России. Вглядываясь внутренним взором в страшные картины бесправия и угнетения, он спрашивает себя: где взять силу, «...что растопчет троны и разорвет навек оковы на руках и душах?» Внезапно в его сознании возникает видение: рабочие строят железную дорогу...

И тогда приходит уверенность: пролетарские руки – вот та сила, которой суждено перестроить мир.

Действие в этом эпизоде происходит как бы на заднем плане (объяснение с монархистом Наумовым, проход каторжан) и воспринимается как фон, который оттеняет ход мыслей героя. Основная нагрузка падает здесь на хоры (преимущественно за сценой) и на оркестр, где разрабатываются интонации, уже знакомые слушателю.

В «Братьях Ульяновых» композитор продолжает развивать почерпнутый им в традициях классиков принцип лейтмотивной драматургии. Здесь ярко выделяется несколько ведущих тем: самодержавия, мечты Владимира о будущем, трагической судьбы Александра, а также тем-характеристик Марии Александровны, Володи и Саши. Их разнообразная трансформация, разработка с целью выявления психологического подтекста действия осуществляется в оркестре. Но, кроме этого, лейтмотивы становятся подчас основой целой развернутой вокальной сцены.

Помимо названной темы мечты о будущем (прим. 116), окрашенной в революционно-романтические тона, музыкальный портрет Владимира Ульянова включает волевой мотив-тезис, подвергающийся в дальнейшем всестороннему и интенсивному ритмическому, тональному, интонационному преобразованию:

Братья Ульяновы

80

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»