она следует традициям, сложившимся в украинском опорном искусстве к концу XIX века, о чем красноречиво свидетельствует применение отстоявшейся системы вокальных форм (песенно-куплетных арий, монологов-размышлений, дуэтов, масштабных хоровых сцен). Вместе с тем в этом произведении нашли претворение черты и тенденции, проявившиеся в украинской музыке позднее и запечатлевшиеся в стремлении к изображению глубокой внутренней духовной жизни человека, к показу героя в динамическом развитии чувств, эмоций, переживаний.

В годы, о которых идет речь, Ю. Мейтус находится в полном расцвете творческих сил. Он испытал свое мастерство в различных жанрах инструментальной, вокальной и театральной музыки, окончательно определил себя как оперный композитор.

Разразилась Великая Отечественная война.

Осенью 1941 года Ю. Мейтус и его жена, актриса Харьковского драматического театра имени Т.Г. Шевченко Александра Ивановна Васильева, эвакуируются в Туркмению, где находят радушный прием. Композитор сразу же включается в работу, перед ним встают ответственные художественные задачи: отразить думы и чаяния народа, запечатлеть героику освободительной борьбы.

С началом войны в Туркмении не прекратилась активная музыкальная жизнь: здесь работали представители старинного исполнительского искусства – бахши Сахи Джапаров, Пурли Сарыев, композиторская молодежь – Ашир Кулиев, Вели Мухатов, Дангатар Овезов, а рядом с ними русские музыканты – А. Шапошников, К. Корчмарев, Г. Лобачев, Б. Шехтер, эстонка Л. Аустер и приехавшие с Украины Ю. Мейтус, А. Штогаренко, А. Зноско-Боровский.

Напряженная творческая работа Юлия Мейтуса в годы войны охватывает различные формы и жанры. В 1941-1943 годах им сочинены патриотическая кантата «Клятва» на стихи Миколы Бажана, «Партизанская сюита» для смешанного хора и фортепиано на тексты С. Щипачева, И. Уткина, Н. Ушакова, А. Новицкого, Четвертая сюита для симфонического оркестра, посвященная XXV годовщине Октября, вокальная сюита для баса с фортепиано на стихи украинских поэтов. Были предприняты первые опыт к обработки туркменского музыкального фольклора – песня «Оян» и «Ялтаджан»; последняя из них (для хора, двух солистов и фортепиано) в 1942 году завоевала первую премию на конкурсе, организованном Туркменской государственной филармонией и управлением искусств ТССР. В эти

22

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»