Путём тематических противопоставлений и мотивных преобразований композитор подводит слушателя к тому или иному художественному обобщению. Наиболее удачными в этом смысле представляются четвертая картина (улица Симбирска) и пятая (кабинет прокурора Неклюдова). В первой из них контрапунктом к порывистым монологическим репликам Владимира звучат попевки зловещей темы самодержавия (остинатные фразы оркестрового сопровождения к хору «Слыхали? Слыхали? Слыхали? Царя покушались убить!»). Душевная взволнованность юноши здесь наталкивается на холодное безразличие и лицемерие общества: все старые знакомые отшатнулись от семьи Ульяновых... Основой тематического развития пятой картины служит лейттема Марии Александровны. Она противостоит целому комплексу враждебных характеристик, и в этом конфликте утверждается нравственное преимущество, душевная чистота и бескомпромиссность героини.

Говоря об оркестре, следует подчеркнуть обилие полифонических приемов, фактурное разнообразие и тембральное богатство, подчиненное прежде всего' драматургическим задачам. Между оркестровой и вокальной партиями существует гармоничное равновесие. Мелодический язык оперы рельефен, индивидуально-характерен. Нередко выразительная напевная тема естественно переходит в ариозный или разговорный речитатив с сохранением логических ударений живой человеческой речи; затем – снова разливается широким мелодическим потоком. Все это способствует правдивому воссозданию внутреннего мира героев, обрисовке сложных и волнующих драматических коллизий.

Вся партитура оперы отмечена высоким профессионализмом, тонким ощущением оперной специфики с учетом лучших достижений современного музыкального театра. Это дает основание считать оперу «Братья Ульяновы» Ю. Мейтуса достойным вкладом в советскую музыкальную Лениниану.

Не трудно представить себе волнение, которое испытывал Ю. Мейтус, вынося на суд зрителей свое новое сочинение. Первое исполнение, состоявшееся в Башкирском театре оперы и балета в ноябре 1967 года (дирижер В. Руттер, режиссер Р. Валлиулин, художник В. Плекунов), вызвало большой общественный резонанс. Талантливое воплощение получили образы Владимира Ульянова (В. Голубев), Александра (М. Артемьев), Марии Александровны (С. Федотова). Глубоко заинтересованная работа над партиями всех остальных артистов обусловила яркий художественный результат.

82

Юлій Мейтус (головна)

Лічильники

Яндекс.Метрика

Украина онлайн Каталог сайтов «ua24.biz»